453

Без примитивных образов и спекуляций. Режиссер о современном детском театре

Сюжет Детский фестиваль Маршак в Воронеже
Юлия Горшкова / АиФ

29 октября в рамках детского театрального фестиваля «Маршак» прошла творческая встреча с одним из самых известных российских режиссеров, ставящих спектакли для детей, Полиной Стружковой. Вместе с актерами новосибирского театра она поставила спектакль «Король Матиуш», поднимающий вопрос прав и обязанностей ребенка и родителей.

«АиФ-Черноземье» записал самые яркие цитаты Полины Стружковой о том, как сейчас развивается детский театр в России и как работать с юной аудиторией.

О стереотипах

«Театр не обязан воспитывать. Воспитание – это задача родителей, взрослых, которые находятся рядом с ребенком. Мы можем проверить это так. Театр для взрослых должен воспитывать? Нет. То же самое и с детским: он абсолютно не для этого. Большинство стереотипов связано с тем, что театр для детей – довольно поверхностная штука, яркая, с примитивными законами. Режиссеры и артисты часто сталкиваются с тем, что нужно рассказать, что такое хорошо, что такое плохо, с помощью примитивных образов: зайки, охотника и так далее».

О договоре с детьми

«Дети легко принимают правила игры. Как-то я делала спектакль «Детский сад стихов». На первой премьере был настоящий ад. Мы посадили детей на одеяло и думали, что они будут сидеть. А они бегали по кругу весь спектакль, подбегали к артистам, чего только не творили. Для них одеяло не стало сигналом, что надо на нем сидеть. Перед следующим показом я вышла к детям и рассказала им какие-то правила до того, как они вошли в зал. Я заключила с ними договор о том, что их встретят феи, они очень боятся, поэтому нужно вести себя очень тихо. Если мы в предыдущий день были в аду, то в этот раз мы были в раю. Перед нами были люди, которые готовы слушать, воспринимать».

Об искусстве и «веселом» театре

«Сейчас театр для детей движется в основном по двум направлениям. Первое – работа в угоду тому, что мы знаем о детях. Зачастую это «веселый театр», типичный жанр которого – сказки. И это спекуляция на эмпатии детей и, в основном, это коммерческие истории. Второе направление – то, что мы назовем громким словом «искусство». Такие режиссеры хотят, чтобы дети проникли в мир искусства, который обычно доступен только взрослым. Сегодня многие спектакли обращаются к детям с серьезными вопросами. Это может быть сделано очень тонко, очень красиво, но на таких спектаклях мы сталкиваемся с тем, что дети смотрят плохо».

О сложностях театра для детей

«Есть такая книга – «Детский сад стихов» Роберта Стивенсона. Читая эти стихи, вспоминаешь тот космос, который был у тебя в детстве. Все огромные, красивые впечатления у нас появляются в детстве, начинаются оттуда. Очень часто люди пожилого возраста, которые приходят на детские спектакли, уходят немножко раздосадованными тем, что это не тот театр, который был в их детстве. Они хотят тех впечатлений, которые были доступны им тогда. Вопрос в том, как сделать так, чтобы все 500 зрителей в зале за тобой последовали. Ты хочешь не просто с ними поиграть и увидеть, куда каждого поведет фантазия, ты хочешь, чтобы они шли за тобой».

О мнении общества

«Общество до сих пор удивляет, когда глубокий, прекрасный артист работает для детей. Например, Ролан Быков, снявший «Чучело». Для нас это скорее удивление, чем понятный факт. А самая плохая штука, что на детские спектакли нет отзывов. Просто штиль, как будто никого и не было. Мы не получаем обратную связь».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах