Её дар поистине уникален. Так рассказывать сказки, как Анна Барышникова, в прошлом столетии не мог никто. Да и в нынешнем похожих талантов не наблюдается.
Недавно в воронежском областном литературном музее им. Никитина открылась небольшая выставка, посвящённая воронежской сказительнице Куприянихе – в этом году знаменитой рассказчице исполнилось 145 лет.
В экспозицию, кроме бус, веретена и ножа, сделанных её руками, вошли орден Трудового Красного Знамени, фотографии из семейного архива и письма почитателей её сказок – вот, пожалуй, и всё, что осталось от личных вещей женщины, прожившей трудную и удивительную жизнь в волшебном мире своих сказок.
С сумой и словом
справка | |
---|---|
Книги Анны Барышниковой можно найти в библиотеках или в свободном доступе в Интернете. Особенно интересны сказки «Как барин собакою брехал», «Как барин тешился», «Как дьякона мёдом угощали». Сборники сказок Куприянихи регулярно выходили в Воронеже с 1937 г. В 1950-х гг. её книги проиллюстрировал писатель Владимир Кораблинов. В Центрально-Чернозёмном издательстве выпускались книги с иллюстрациями воронежского художника Евгения Пошивалова. В 2007 г. «Центр духовного возрождения Черноземного края» издал сказки с рисунками художника Александра Аникеева. Сочинения сказительницы входили в различные сборники русских народных сказок и в «Полное собрание русских сказок. Довоенные собрания. Том 14. Сказки Куприянихи. Записи 1925-1942 годов», издательства «Тропа Троянова».. |
Родилась Анна Барышникова в 1868 году в небольшой деревеньке в семье крестьянина–батрака. Её дед и отец на протяжении всей жизни так и не смогли выбраться из нищеты. Единственное, чем наградила их судьба – это дар сказывать сказки. «Дед Левон такие сказки рассказывал, что не раз по барскому приказу был порот. Уж очень у него сказки-то были озорные: всё про бар и попов», – вспоминала позже Барышникова.
Куприян, как и его отец, владел талантом, который стал его опорой в жизни. «Занятные сказки у него были, – утверждала Анна Куприяновна. – За них мой отец немало подарков получил. Поедет в Воронеж и там сказывает на постоялых дворах. Везде его привечали, как гостя дорогого. Муку в пекарню привезёт, а пекари и рады. Когда он сказки говорил, работа лучше спорилась, так что хозяин его на ночную смену оставлял сказывать. За это он нам кренделей возил».
С детства Барышникову очаровали эти сказки, она жадно в них вслушивалась и быстро запоминала. Волшебные истории стали и утешением для маленькой батрачки, и источником собственного творчества. Спустя много лет некоторые из них она изменила и творчески переработала. И ни одна сказка не была рассказана Куприянихой одинаково – каждый раз новая версия. В зависимости от того, как менялась жизнь вокруг, менялись и сюжеты, интонации, герои.
Немало трудностей и страданий пережила на своём веку Барышникова. Она рано вышла замуж и рано овдовела. Оставшись с четырьмя детьми, ей приходилось не только много и изнурительно работать, но и ходить в соседние сёла с нищенской сумой. В голодные времена именно благодаря сказкам её семье удалось выжить: кто пряником угостит, а кто и копейку подаст.
Рассказы Барышниковой отличались тонким юмором. Она описывала всё так увлекательно и артистично, будто сама была свидетельницей тех событий. К ней в избушку послушать сказки постоянно набивалась соседская детвора. Частенько бывала и местная молодёжь, которая, заслушавшись, засиживалась до утра. Приходили «на огонёк» даже из соседних деревень.
И старым, и малым
Сказки Куприянихи совершенно разные по сюжетам и жанрам. Описывая фантастическую историю, сказительница искусно вплетала в неё обрядовую фольклорную поэтику, оживляла рифмой и соответствующей интонацией. С такой же любовью и мастерством она передавала похождения ловкого плута, умного работника, хитрого бедного мужика, которые всегда торжествовали над своими противниками: попом, попадьёй, глупым барином, богатым мужиком. Однако Куприяниха не раз признавалась, что, как ни хороша озорная сказка, волшебная ей больше по душе, потому что в ней добро чудесным образом побеждает зло, и всегда торжествует правда.
В 1925 году в село Большая Верейка, где на тот момент жила Анна Куприяновна, приехала ленинградская фольклористка Надежда Гринькова, которая была околдована талантом и сказками Барышниковой.
«Она рассказывает сказки с соблюдением всей «обрядности», понимает рассказывание как художественную передачу известного ей сюжета, – восхищалась Гринькова. – Все действующие лица говорят особым голосом, всегда отличишь, басит ли это Иван–дурак, говорит ли с чувством, с толком, с расстановкой Иван–царевич».
Описывая одни истории, сюжеты других, по словам Куприянихи, будто случайно «набягали» ей в голову. Много сказок о ведьмах и мертвецах она со временем забыла, так как перестала их рассказывать: «ребятишки дюжа трашшаются». А некоторые вообще отказывалась передавать, говоря, что они неприличны и рассчитаны на «грохот» (смех. – Ред.) для взрослых людей.
Семейная тайна
В 1936 году Анну Куприяновну пригласили в Москву, где она выступила в Институте философии и литературы, в Государственном литературном музее, в Союзе писателей, в Доме самодеятельного искусства. После того, как сказительница сошла со сцены одного из столичных театров, режиссер труппы, помолчав, повернулся к сидящим в зале актёрам и сказал: «Учитесь! Простая деревенская бабка, а как импровизирует!». После успешных выступлений сказки Куприянихи были записаны трестом граммофонной записи.
Впоследствии сказочница часто выступала в воронежских школах, литературных объединениях, перед студентами и рабочими. Но, несмотря на признанный успех, родственники с неохотой общались со ставшей вдруг популярной Анной Куприяновной.
– На своей родине её недолюбливали, – признаётся Нина Колотнева, внучатая племянница Куприянихи. – Почему? Тогда времена были такие, если ты чего–то добился, то считался выскочкой и попадал в опалу. К тому же, кроме таланта сказительницы, у неё ещё один талант имелся – она могла словом вылечить или, наоборот, наслать болезнь. Это, кстати, тоже передалось ей по наследству. А таких людей и в наши дни называют колдунами и боятся.
…В 1938 году, несмотря на то, что Барышникова была совершенно неграмотной, её приняли в члены Союза писателей СССР. А орден Трудового Красного Знамени, которым её наградили тогда же, она с большой гордостью носила на груди всю жизнь. Ни один представитель устного народного творчества не имел до этого такой высокой оценки.
Впрочем, признание таланта не помогло Барышниковой разбогатеть – умирала она в полной бедности. Пиджак Куприянихи после её смерти какое-то время носила её дочь, а потом передала его в музей вместе с другими вещами матери.
Это интересно
Сказка про немцев
Сидел Гитлер на лугу, ел конскую ногу. Вот тебе, гадина, свежая говядина! Он на красноармейцев злится, а во сне ему снится: будто занял он весь русский мир, помногу земли своим генералам и офицерам подарил. Пробудила его русская катюша от сна, стала ему жизнь не мила. Схватил он свои тряпки, бежал с русской земли без оглядки. А красноармейцы следом идут, в спину ему из автоматов бьют. Гонят с русской земли немецких панов, бегут те без штанов. Оглянулся немецкий солдат: «Я, русь, не виноват». Красноармейцы ему говорят: «Как же ты, сволочь, не виноват? Ты наших детей хватал, в колодезь кидал. А в старых стариков без жалости штыки втыкал. Вы, фрицы вонючие, людей дюже мучили. Думали нашим русским богатством нажиться, да пришлось вам подавиться». Некуда немцам деваться, стали они в воду кидаться. Там их рыба встречает, по одному глотает. Думал Гитлер, что напал на овец, а теперь ему самому конец.