Спектакль-чудо, спектакль-иллюзия, спектакль-восторг. Итальянская компания No Gravity, показавшая в Воронеже свою «воздушную» постановку «Ария», сумела поставить в конце Платоновского фестиваля искусств не просто точку, а огромный восклицательный знак, соседствующий с вопросом. Эстетическое наслаждение от голосов, музыки и красоты, происходящей на сцене, смешивалось с полным недоумением. Как они это делают?! Ведь и оперные солисты, и танцоры, на первый взгляд, просто порхают на сцене, не удерживаемые гравитацией.
Опера по-новому
«Я всегда спрашивал себя, почему опера такая скучная. И мне стало интересно объединить оперу и медиа, - рассказал режиссер постановки Эмилиано Пеллизари. - В нашей постановке, в отличие от классической оперы, танцоры – не просто мимы и не второстепенные фигуры на сцене. Музыканты не закрыты в оркестровой яме. Певцы не стоят как истуканы посередине сцены. Я решил все эти проблемы классической оперы и очень доволен тем, что получилось».
Действительно, назвать «Арию» классической оперой язык не повернется. Мало того, что перед нами развернулась не любовная драма на четыре часа, а двенадцать музыкальных картин, стилизованных под эпоху барокко, так еще и солисты поют совсем в непривычных условиях. Контртенор Ангело Бонаццоли порхает над сценой в костюме пухлой бабочки, а сопрано Сюзанна Бунгард исполняет арии под потолком. А вокруг них исполняют воздушные па танцоры. Сложные световые эффекты, конструкция сценического оборудования и использование видео-проекции создают впечатление, что танцовщики действительно парят в воздухе, не подчиняясь законам гравитации.
Концепция воздушного танца, которую придумал Эмилиано Пеллизари, настолько уникальна, что создатель ее запатентовал. На вопрос о том, как именно создается этот эффект отсутствия гравитации, он ответил весьма скользко.
«Технология - это так скучно. Театр сегодня не нуждается в технологиях. Он нуждается в идеях! В этой эпохе очень много технологий и мало идей, - считает режиссер. - Обычно для успеха особенно для оперы нужно очень много лет. Здесь получилось так, что публика сама выбрала нас в любимчики. У нас много подписчиков в Facebook и YouTube. Мы выпустили спектакль в октябре и уже ездим с ним в мировое турне. Это знак, что публика устала от классической оперы и ей нужно что-то новое».
Вернуться к корням
«Я не принадлежу современной театральной школе и не понимаю ничего в современном искусстве. Я вернулся на шаг назад, чтобы вернуться к основам итальянского искусства», - так Пеллизари объяснил, почему в постановке «Арии» решил обратиться к эпохе барокко. До этого спектакля он и его со-хореограф и супруга Мариана Порчедду никогда не объединяли в своих работах оперу и танец.
«Заставить парить музыкантов и танцоров для нас было чем-то экстраординарным, - рассказала Мариана. – Мы очень довольны выбором музыки барокко. Получилось что-то интересное».
Музыканты, которые постоянно присутствуют на сцене, не только одеты в костюмы, созданные в духе эпохи, но и играют на инструментах, которые использовали на балах в 17 веке. Конечно, это не настоящие барочные инструменты, ведь они стоят миллионы евро, но точные их копии.
Спасибо зрителю!
За две недели Платоновского фестиваля воронежская публика получила счастливую возможность насладиться самыми разными театральными постановками. Если в прошлые годы были события, которые часть аудитории не принимала и даже выходила из зала посередине представления, то в этом большинство спектаклей были принято очень тепло. Гости фестиваля не раз оценивали, насколько открыт и интеллигентен воронежский зритель.
«Я очень люблю путешествовать, открывать мир. И мне очень понравилось в России, - рассказала солистка спектакля «Ария» Сюзанна Бунгард. - Хотелось бы выразить благодарность воронежскому зрителю. Безумно было приятно видеть, как зал встал. Я едва не расплакалась. Это было неповторимо. Я не ожидала такой публики от России».
«С этим спектаклем еще ни разу никто так не встречал, - поделился режиссер Эмилиано Пеллизари. - Публика на опере обычно сдержанная. Здесь было больше оваций. Что больше всего затронуло - публика образованная. Они понимали музыку, обсуждали нюансы на сцене. Было видно, что публика не просто смотрит зрелище, а еще и в нем разбирается».
«Зрители с таким трепетом и активностью посещали мероприятия. Мы это видели не только по билетам, но и по лицам, и я возьму на себя смелость сказать большое спасибо воронежскому зрителю, - выступил на закрытии фестиваля воронежский губернатор Алексей Гордеев. - Поскольку у меня две ипостаси – я и зритель, и где-то стою в рядах организаторов. Воронежские зрители эмоциональные, душевные, добрые, спасибо вам. Дорогие друзья, мы не говорим «прощайте». До встречи на восьмом Международном Платоновском фестивале».