Но что говорят сами предприниматели, под силу им повторить подвиг? И каково сегодня положение малого предпринимательства в Липецке? Об этом мы спросили руководителя Совета общероссийского координационного центра «Объединение предпринимателей» Татьяну Ртищеву.
Кто в «шоколаде»?
— Татьяна Сергеевна, в последнее время слышно только об успехах крупного бизнеса. А что же малый? Ему есть чем похвастаться?
— Де юре он ещё существует, а де факто уже практически нет. Потому что назвать тех людей, которые сегодня заняты в этой сфере, предпринимателями, с моей точки зрения, нельзя. Любой бизнес предполагает развитие. А развития нет. Заработанных денег им хватает лишь на то, чтобы прокормить себя и свою семью. Всё остальное «съедается» налогами, кредитами и штрафами. В шоколаде только крупные капиталисты, а малому бизнесу приходится довольствоваться крохами.
— Под крупными капиталистами вы имеете в виду сети? Думаете, опасения по поводу того, что они «задушат» малый бизнес, оправданны?
— Так это уже происходит. На карте Липецкой области не осталось ни одного места, куда бы не пришли крупные ритейлеры. Такого количества супермаркетов на квадратный метр нет, наверное, ни в каком другом регионе. Очевидно, что кто-то из власть предержащих лоббирует их интересы, прикрываясь фальшивой заботой о населении. Приведу простой пример. Помните, как ещё недавно отдельные чиновники и депутаты рьяно боролись с алкоголизацией населения? Один за другим принимались законы, ограничивающие и даже запрещающие торговлю спиртным в киосках, ларьках, маленьких магазинах. А как только алкоголь из них исчез, в Липецке появилась самая, пожалуй, большая сеть алкогольных супермаркетов в России. И спиртное там продают по очень низким ценам. Разве это не противоречит самой идее отрезвления нации? Почему же «борцы с алкоголизмом» молчат? Или они боролись вовсе не с пьянством?
— А почему бы нашим предпринимателям не перенять опыт западных коллег и предложить потребителям что-то такое, чего нет в сетях? Например, открыть пекарни-кондитерские или джелатерии (кафе с домашним мороженым).
— К сожалению, такой вид предпринимательской деятельности у нас развивается плохо из-за низкой платёжеспособности населения. Чем привлекают супермаркеты потребителей? Прежде всего, ценой. Там можно купить всего побольше и подешевле. А эксклюзивные товары по определению не могут стоить дёшево. Поэтому покупательский спрос на них невелик. И потом, кто у нас самые активные покупатели? Те же предприниматели. Но из-за того, что у них у самих дела идут плохо, они и расходы свои сокращают. Всё взаимозависимо. Бизнес разоряется — покупательская способность падает.
Убирают конкурентов?
— Когда бизнесу было тяжелее: в 90-е годы или сейчас?
— Однозначно сейчас. Несмотря на рэкет, «крышевание», предприниматели тогда были более свободны, потому что власть не вмешивалась в их дела. Именно отсутствие государства в бизнесе и давало возможности для его развития. Но потом чиновники, видимо, смекнули, что зарабатывать можно не только сидя в своих мягких креслах. И малый бизнес стал для них конкурентом. Вот они и начали от него избавляться. Не открыто, конечно, просто создавая такие условия, чтобы дальнейшее его существование стало невозможным. К сожалению, сейчас эта тенденция продолжается. Лоббистские законы, а порой и просто необдуманные решения некоторых руководителей приводят к тому, что бизнес потихоньку умирает. Например, недавно с городских улиц убрали все торговые палатки. В итоге сотни людей остались без работы. Зачем это нужно было делать?
— Но им же была предложена какая-то альтернатива…
— Вот именно, что какая-то. Вместо муниципальных ярмарок, которые когда-то создавались в противовес нелегальной торговле, предпринимателям предложили арендовать места на территории стационарных рынков. Но цена аренды площадей на ярмарке и на тех же Октябрьском или Центральном рынках отличается в разы.
— Многие ли предприниматели «свернули» свой бизнес?
— За последние годы липецкий бизнес практически «ополовинили». Красноречиво об этом говорят вывески «Сдаётся в аренду» на дверях бывших магазинчиков, парикмахерских и кафе. Кто-то совсем закрылся, кто-то ещё продолжает существовать, надеясь на лучшее.
— А есть те, кто «сбежал» в другие города, регионы?
— А смысл? Там ситуация не намного лучше. Если бегут, то в другие страны. У меня знакомый, например, уехал в Германию после того, как все его киоски снесли и ему стало нечем кормить детей. Начинал с того, что торговал хлебом, а потом открыл собственное производство, теперь у него своя кондитерская, коптильня. И всего этого он добился за каких-то три года. Ещё одна соотечественница эмигрировала в Прибалтику: также начинала всё с нуля — сейчас у неё сеть булочных. Это говорит о том, что наши предприниматели там конкурентоспособны. И благодаря поддержке власти успешно развивают свой бизнес.
Надежда на молодёжь
— Но ведь и у нас часто говорят о поддержке. А есть ли она?
— Я давно курирую бизнес и не встречалась с людьми, которые бы «выросли» из такой поддержки. Более того, после деклараций о поддержке, как правило, начинается обратный процесс. Проверки, штрафы, ограничения… Наши депутаты принимают по отношению к малому бизнесу жесточайшие законы, которые буквально ставят его на колени. Особенно ярко это проявляется в Липецке. Неужели люди не понимают, что не будет торговли — не будет производства, не будет ничего? Бизнес развивает экономику и двигает общество вперёд.
— Вы нарисовали очень печальную картину. Сможет ли малый бизнес когда-нибудь возродиться?
— Я думаю, сможет, если власть «ослабит хватку» и начнёт лояльнее относиться к тем, кто платит налоги и создаёт рабочие места. Есть же и в администрациях грамотные люди, которые это понимают. На них и надежда. Даже материальная помощь бизнесу не нужна: русский человек всегда найдёт способ, как самому заработать на жизнь. Но он не сможет этого сделать, если у него будут связаны руки. Измените законы — снимите лишние ограничения — и вы увидите, как предприниматели вытащат страну из кризиса, как это происходило в 90-е.
— Но тогда было совсем другое поколение. Думаете, нынешней молодёжи это нужно?
— Если кто-то и сможет поднять малый бизнес с колен, то это будет молодёжь. Она в большинстве своём амбициозная, продвинутая, образованная. А главное — у неё есть желание что-то изменить. Именно такие предприниматели и нужны нашей стране.
— А захотят они вообще заниматься бизнесом? И что-то в этой сфере менять?