104

Сделано в Воронеже. Когда полегчает местной лёгкой промышленности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-Черноземье 13/06/2018

Когда-то в Воронеже стабильно работали несколько крупных фабрик, которые не только одевали местное население, но поставляли товар во многие регионы России. Сейчас, несмотря на обилие магазинов, в городе трудно отыскать «свою» одежду и обувь.

Как поживает воронежский легпром и будем ли мы когда-нибудь опять носить воронежское, «АиФ-Черноземье» спросил у председателя подкомитета по лёгкой промышленности Воронежской торгово-промышленной палаты Виктора Меснянкина.

 Цель – сэкономить

Юрий Голубь, «АиФ-Черноземье»: Виктор Николаевич, так как себя чувствует наша лёгкая промышленность?

Досье
Виктор Меснянкин окончил Пермский политехнический институт и курс для высшего управленческого персонала Массачусетского университета в г. Бостон (США), кандидат технических наук, член-корреспондент Российской инженерной академии. Директор предприятия «Воронежская трикотажная мануфактура».

Виктор Меснянкин: Состояние этой отрасли сейчас очень непростое. В советские годы в регионе хорошо было развито трикотажное производство, работало современное по тем временам предприятие «Работница», обувные фабрики, несколько разных предприятий располагались в районах области. С тех пор осталось мало действующих производств. Почти всё было угроблено в 90-е, и восстановить позиции оказалось сложно, поскольку было потеряно главное – кадры: кто-то ушёл торговать, кто-то на пенсию, кто-то и вовсе сменил работу. Затем, после небольшой стабилизации в конце 90-х, когда вроде бы наметился прирост объёмов, местный рынок обрушили наши «друзья» из ближнего и дальнего зарубежья – Узбекистана, Киргизии, Турции, Китая... Где-то помогло единое таможенное пространство, а из Китая стал проникать нелегальный ширпотреб. Дело в том, что из приграничных зон этой страны можно было беспошлинно перевозить на руках до 50 кг товара. Предприниматели нанимали по 10 перевозчиков – и этот товар, без всяких сертификатов, расходился по всей стране, в том числе поступал и в Воронеж…

Нынешний кризис задел лёгкую промышленность даже сильнее, чем кризис 2008 года. Сейчас у всех предприятий местного легпрома снижаются объёмы.

– Почему? Ведь люди стараются одеваться модно…

–  Дело в том, что лёгкая промышленность в регионе была нацелена на изготовление не супермодных, а недорогих и дешёвых товаров для среднего класса и малообеспеченных людей. Эта категория населения, на мой взгляд, пострадала от санкций и нынешней экономической ситуации больше всего. Если раньше люди покупали воронежскую трикотажную футболку, зная, что она надлежащего качества, сертифицирована и вполне доступна по цене, то сейчас экономят и выбирают товары сомнительного качества и безопасности лишь потому, что стоят они в два раза дешевле, либо донашивают что-то старое. И такая ситуация по всей стране.

Оптовики почти перестали закупаться, хотя у нас, например, были поставки в 29 регионов России. А всё потому, что они боятся не распродать товар, ведь многие в кризис уже понесли убытки. Как следствие, в Воронеже торговые точки, которые занимались продукцией лёгкой промышленности, закрываются. Засилье крупных гипермаркетов тоже убивает мелкую розницу.

Где брать кадры?

– Знаю, что у нас шьют спецодежду и детскую одежду. Есть ещё направления «Сделано в Воронеже»? 

– Действительно, выпускают много детской и спецодежды, а ещё шьют постельное белье, изготавливают трикотажные изделия, игрушки... Фабрика «Работница» сейчас работает только по заказам – им присылают уже выкроенные изделия, своего она не производит ничего. Поэтому пальто «Работницы» вы не найдёте нигде. Помещения фабрики сдают арендаторам. Предприятие погибло по тем же причинам – не выдержало конкуренции.

– Как вы считаете, удаётся ли оставшимся предприятиям производить модную современную одежду?

– Думаю, что нет. Тот, кто выпускает модный бренд в Воронеже, – заведомый банкрот. У нас всё сырьё импортное, хлопок в нашем регионе не растёт. Нити и ткани закупаются по курсу доллара. А ведь материал, кадры и оборудование – это самое главное. Мы понимаем, что нужно идти к новому и современному, но это большие затраты, а денег на инвестирование нет. При этом на старом оборудовании хорошие вещи не сошьёшь, а новое стоит дорого, и окупится ли оно, учитывая желание населения экономить?!  

Ещё одна проблема – кадры, они в лёгкой промышленности сильно постарели. Труд швеи очень напряжённый, монотонный, а молодёжь, как известно, стремится в экономисты и юристы. В советское время, чтобы привлечь швей на производство, им сначала давали комнату в общежитии, затем квартиру. Кадры в основном шли из сельской местности. А сейчас кого брать в селе – там и молодёжи-то нет. А в городе? У вас есть знакомые, кто дочерей в швеи готовит?!

Победить контрафакт

–   Можно ли говорить об импортозамещении в лёгкой промышленности, или эта отрасль для нас потеряна навсегда?

– Если в сельское хозяйство были вложены сотни миллиардов рублей, и там, действительно, произошло импортозамещение, то в лёгкую промышленность никто ничего не вкладывал  – наверное, мы не интересны государству. Воронежскую лёгкую промышленность сильно губит контрафакт и скрытая контрабанда. Если, допустим, нелегальную продовольственную продукцию контролирующие органы изымают и пускают под бульдозер, то с изделиями легпрома всё гораздо сложнее. Контроль возложен на УВД и районные администрации: если они фиксируют продажу одежды без документов, то нарушителей штрафуют. Но штрафы, как правило, небольшие.

Получается, работающее официально предприятие не может конкурировать с контрафактом. Этот вопрос с участием представителей торгово-промышленной палаты обсуждался и в правительстве области, но дело с мёртвой точки не сдвинулось. На государственном уровне нет реальных мер поддержки лёгкой промышленности.

– Какой же выход вы видите?

– Необходима госпрограмма поддержки лёгкой промышленности, причём адаптированная к сегодняшней экономической ситуации. Сейчас воронежские предприятия вынуждены снижать рентабельность. Понятно, что до определённых пределов…

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах