Как быстро, по закону, вам обязаны предоставить медицинскую помощь в больнице, что делать, если врачи напрямую предлагают заплатить за услуги, и кто имеет право на бесплатные лекарства, корреспондент «АиФ-Черноземье» узнал у экспертов.
Сроки прописаны
Спросите у любого жителя страны о доступности качественной и при этом бесплатной медпомощи — почти у каждого вопрос вызовет массу бурных эмоций. И зачастую не положительных. Попасть к узкому специалисту — целая проблема.
«Записалась на приём в поликлинику к офтальмологу ровно за месяц! Пришла на долгожданный приём, а мне в регистратуре заявили: переписывайтесь, врач на конференции. Ни извинений, ни предложений! Разве не хамство? Почему поликлиника не позаботилась о замене?» — рассказала пациентка воронежской городской поликлиники № 12 Ирина Н.
А ведь это действительно нарушение прав пациентов. Согласно программе Госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на территории Воронежской области, утверждённой постановлением регионального правительства от 28.12.2016 № 1004, сроки консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней, а участковых врачей — 24 часов с момента обращения.
Однако во многих поликлиниках нет дежурного врача, и чтобы попасть на приём при остром состоянии болезни, нужно просить доктора принять вас, а потом ещё и выстаивать огромную очередь. А могут и вовсе отказать.
«Сильно заболела нога. Записали только на 25-е число, то есть через неделю! Два дня прошло, нога болит ещё сильнее! Как выдержать неделю?» — пожаловалась Ольга П.
Кстати, закон прописывает, что отказ в медицинской помощи недопустим. Причём в экстренной форме, когда состояние здоровья угрожает жизни пациента, медицинская помощь оказывается безотлагательно и бесплатно, а в неотложной — при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, но без явных признаков угрозы жизни пациента — не более чем через два часа с момента обращения пациента в медицинскую организацию. Диагностические инструментальные и лабораторные исследования в поликлиниках и стационарах должны быть проведены не позднее чем через 14 календарных дней со дня назначения, компьютерная магнитно-резонансная томография и ангиография — в течение 30 календарных дней. В случае нарушения предельных сроков в территориальном фонде обязательного медицинского страхования советуют обращаться к заведующему отделением или руководителю медицинской организации.
Что бесплатно?
В медицинских страховых компаниях отмечают, что жалоб в последнее время на качество медицинского обслуживания стало больше. И всё же данную статистику специалисты склоны связывать не с резким ухудшением оказания медицинской помощи, а с тем, что люди сейчас более активны и знают, что нужно бороться за свои права.
«Наибольшее количество жалоб, которые поступают к нам, — это «предложили заплатить», «пройти на платной основе», — рассказал представитель медицинской страховой компании «ИНКО-МЕД» Геннадий Зимарин. — Мы как страховая компания вмешиваемся, интересуемся у врача, положено ли оно — и пациент проходит необходимые обследования бесплатно. Бывают и необоснованные жалобы, когда пациент сам пошёл по платным врачам, а потом высказывает недовольство».
Согласно федеральному закону «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» и в соответствии с программой государственных гарантий практически вся медицинская помощь в России оказывается бесплатно, причём в полном объёме. Например, в Воронежской области — это первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), паллиативная, специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, — однако лишь включённая в перечень, финансируемый за счёт средств обязательного медицинского страхования.
На бесплатное обслуживание, диагностику, лечение заболеваний и состояний, медицинскую реабилитацию, наблюдение за течением беременности вы можете рассчитывать в поликлинике в амбулаторных условиях и в условиях стационара. Правда, на амбулаторном лечении придётся покупать лекарства за свой счёт. Однако есть группа заболеваний, при которых люди также получают право на бесплатные лекарства за счёт бюджетов разных уровней. Это диабет, гематологические заболевания, шизофрения, СПИД, туберкулёз, эпилепсия и некоторые другие. Право на получение бесплатных препаратов имеют больные с орфанными (редкими) заболеваниями, люди с инвалидностью I группы, нетрудоспособные инвалиды II группы.
Однако главврачи признаются, что в больницах стали экономить и закупать более дешёвые, как правило, отечественные аналоги лекарств, так называемые дженерики. И нередко, по отзывам пациентов, качество этих препаратов значительно уступает импортным. Ответ на поверхности — бюджет ограничен. Но не выписать лекарства, положенные по закону, — нарушение.
Выход есть — требуйте!
Если в России медицина практически вся бесплатная, зачем же тогда один за другим открываются частные медицинские центры и клиники?
«Пациент за оплату может по желанию провести дополнительные обследования либо получить те услуги, которые не входят в программу госгарантий. Например, это улучшение комфортности, скажем, отдельная палата в стационаре, справки на водительское удостоверение, оружие, - сказал глава воронежского департамента здравоохранения Александр Щукин. - На разных мероприятиях скорая должна дежурить за счёт организатора. Перечень бесплатных медицинских услуг не позволит урезать конституция. И в сравнении с другими странами этот перечень у нас максимальный, хотя финансирование минимальное — программа госгарантий дефицитна до 30%».
Закон прописывает, что отказ в медицинской помощи недопустим.
Уже два года в стране проходит оптимизация расходов — «сливаются» поликлиники и больницы. Экономят, главным образом, на административно-управленческом аппарате. Чиновники обещают, что изменения в работе медучреждений не сулят существенных изменений для пациентов, и качество оказываемой медпомощи даже улучшится.
И вообще, несмотря на многочисленные нарушения прав пациентов, законы на их стороне, а значит, нужно требовать «гарантированную государством» медицинскую помощь — бесплатную и качественную. Тем более что сейчас власти готовы к диалогу и критике.
На людях экономят
«Есть узкие специалисты, к которым пациент может записаться через электронную регистратуру. Но есть такие, которые принимают только по направлению врача общей практики, - говорит заместитель руководителя департамента здравоохранения Воронежской области Наталия Нехаенко. - В любом случае, если в поликлинике нужного специалиста нет, то участковый врач обязан направить пациента на приём в областной диагностический центр или в поликлинику ОКБ № 1, где для каждой поликлиники предусмотрены квоты. И эти квоты для пациентов их поликлиниками до конца не используются. То есть люди гораздо чаще приходят сюда сами, на платный приём, чем их посылают участковые врачи. Это неправильно».
Если доктор предлагает пациенту пройти эти обследования платно, надо сразу обращаться к главному врачу или напрямую в департамент здравоохранения.
«Сейчас диабетики в полной мере обеспечены хорошим инсулином, но вот средства контроля за сахаром оставляют желать лучшего. Они не приспособлены для точного измерения сахара в крови, поэтому не пригодны для диабетиков первого типа, - рассказала член Воронежской областной организации Всероссийского общества инвалидов Наталья Черникова. - Мы долго бились за то, чтобы хотя бы детей с диабетом не переводили с гораздо более качественных импортных на отечественные глюкометры и тест-полоски. Но, очевидно, фактор экономии для чиновников от здравоохранения перевесил всё остальное. Я от таких глюкометров и тест-полосок отказалась сразу, а родители для детей до сих вынуждены их брать, чтобы не конфликтовать с врачами. А потом сами покупают более качественные импортные глюкометры. Ведь нечёткий контроль сахара грозит большими осложнениями. В аптеке цена на 100 штук доходит до 800 рублей, а в день измерять сахар нужно по 8-10 раз».
Готовы сотрудничать
«Взаимодействие здравоохранения с пациентом в сфере защиты прав — архиважно. И количество обращений, в том числе жалоб, их содержание — это один из критериев, позволяющих оценить степень удовлетворённости людей качеством медицинской помощи и культурой обслуживания, - считает начальник отдела защиты прав граждан ТФОМС Воронежской области Татьяна Каташина. - Анализ структуры жалоб показал положительную динамику. Так, за прошлый год доля жалоб на лекарственное обеспечение при оказании медпомощи снизилась на 13,6%, а организацию работы медицинских учреждений — на 7,3%. Однако граждане продолжают жаловаться на качество медицинской помощи, взимание денежных средств за медицинскую помощь по программам ОМС».
«Состояние здоровья на 45-55% зависит от самого человека — его здорового питания, личной гигиены, оптимального двигательного режима, достаточного отдыха, отказа от вредных привычек, положительных эмоций. От наследственности — на 8-10%, от внешней среды — на 17-20%, и только на 8-10% — от медицины, - говорит завотделом организации и координации профилактической работы Воронежского областного клинического центра медицинской профилактики Татьяна Маньшина. - Но, несмотря на известные сложности в медобслуживании, врача посещать нужно — и даже если ничего не беспокоит, раз в год следует проходить профосмотры или диспансеризацию. На осмотре врач может распознать некоторые недуги даже по внешнему виду, а по анализам — установить факторы риска заболеваний. Ведь болезнь легче предупредить, чем лечить. Профосмотры и диспансеризация проводятся для населения в поликлиниках по месту жительства и в центрах здоровья бесплатно и без очереди».