– Все боятся говорить? чтобы не попасть в немилость: и спортсмены, и тренеры. Раньше нас пугали: тебя не возьмут на сборы, ничем не помогут. Приходилось молчать. Теперь мне терять нечего. Возраст такой, – рассказывает Роман Усов, известный курский легкоатлет.
Он разослал по редакциям курских СМИ и приёмным чиновников открытое письмо «Почему в Курске спортсменов с каждым годом меньше и меньше». В нём семнадцатикратный чемпион России рассказывает, почему умирает курский спорт и почему на Олимпиаду не ездят курские легкоатлеты.
Вся жизнь – спорту
досье | |
---|---|
Роман Усов родился в 1978 г. в Курске. Спортом начал заниматься с 7 лет. Мастер спорта международного класса, рекордсмен мира, Европы и России в беге на 2 000 и 3 000 метров с препятствиями, 17-кратный чемпион России по лёгкой атлетике. Серебряный призёр чемпионата Европы среди юниоров, бронзовый призёр Кубка Европы, финалист чемпионата Европы, участник чемпионатов мира по кроссу и лёгкой атлетике. В 2004 году на Олимпийских играх в Афинах занял 16-е место. |
– Посмотрел на всю эту картину, посмотрел на жизнь – назад оглянулся. Мне 35 лет. Я всю жизнь отдал спорту. Чтобы добиться этих результатов и медалей, многим пришлось пожертвовать. Детство прошло в тренировках и сборах, пропустил веселье и всё, что связано с друзьями со двора и школы. Летом вместо деревни и пионерских лагерей – тренировки и ещё раз тренировки. Приходишь после тренировок – и спать: сил на игры и развлечения нет, а если они остаются, значит, побед на соревнованиях не видать. Здоровье – оно тоже твоё, и никак ты его не сможешь заменить на новое. Я отдал спорту всего себя и добился немалых успехов. Но у меня «в кармане» самый дорогой приз за спортивные достижения – пылесос с аквафильтром ценой 10 000 рублей, или 250 евро. Мы в эту жизнь приходим в чём мать родила, и уйдём – ничего не возьмём, но хочется оставить что–то после себя своим детям. И если меня спрашивают, нужно ли заниматься спортом, всегда отвечаю: нужно. Но если у вас талант, вам придётся искать условия для дальнейшего развития у соседей и, конечно же, в Москве. Такого мнения придерживаюсь не только я, но и сами тренеры.
Екатерина Апонина, АиФ–Курск: – Почему?
– В Курске есть отличные тренеры, но нет условий для занятий лёгкой атлетикой. Вернее, они есть, но всё на улице и под открытым небом: и зимой, и осенью, и весной. Спасают средние общеобразовательные школы, предоставляя свои спортзалы для переодевания и частичного тренировочного процесса. Но спасением это тоже трудно назвать: бегаем по бетону, линолеуму. Ты тренируешься, кто–то открывает дверь, ты в эту дверь просто «забегаешь», и травма гарантирована. Нет тренажёрного зала, где можно ОФП заняться. Берёшь камень простой и перекидываешь его напарнику. Манеж, который у нас есть, предназначен только для маленьких и начинающих спортсменов, но и там мы умудряемся тренироваться, ютиться и прорываться сквозь всех спортсменов и детей.
У нас строят много профильных комплексов для спорта, это очень хорошо, но нет комплексов для лёгкой атлетики. Хотя для развития этого массового вида спорта всё есть: таланты, тренеры. Но и их скоро не будет, время неумолимо.
Повод задуматься
– Но ведь раньше условий для тренировок тоже не было?
– Раньше и компьютеров не было. Во дворах дети всё время играли. Сейчас компьютер всё победил. Здоровых детей почти нет ни в одной секции. Они все сидят за компьютером, телефоном, телевизором. Прогресс идёт, но не в сторону спорта. Детей надо чем–то заинтересовывать – а нечем. Базы нет, тренироваться негде. Не каждый хороший тренер может предложить перспективу для роста. Он должен вращаться в верхних кругах, иметь связи. Удастся ли ездить на сборы – это тоже от тренера зависит: не от профессионализма, а от влиятельности. Или от денег спортсмена.
Сборы – прекрасная возможность потренироваться в хороших условиях. Но у нас отбор на сборы, мягко говоря, не всегда производится по достижениям. Ты пробежал лучше кого–то неоднократно. Но на все сборы всё равно едет он. Потому что он или она – свои. Понятно, что после такого у любого спортсмена желание тренироваться вообще исчезнет. И мы видим, что из спорта уходят талантливые спортсмены, потому что им надо кормить семью, потому что своим талантом они не могут пробиться через бетонную чиновничью стену. А дети не идут, потому что перспектив нет.
Работа любого чиновника должна иметь результаты. А они у нас в регионе с каждым годом всё ниже и ниже. В 2004 году в составе сборной России на Олимпийских играх в Афинах было шесть курских спортсменов. Пять из них были легкоатлеты – Илья Коновалов, Алла Жиляева (Шумакова), Александр Погорелов, Павел Потапович, Роман Усов – и боксёр Александр Поветкин. На лондонской Олимпиаде от Курской области не участвовало ни одного легкоатлета. Разве это не повод задуматься?
«Много говорит»
– Вы писали письмо президенту? Был ли от этого какой-то эффект?
– Я написал президенту письмо, в котором без личных претензий к какому–либо чиновнику описал нашу сегодняшнюю ситуацию. Письмо, как это водится, направили в Курск.
Меня вызвали на ковёр в комитет по физической культуре и спорту. Спросили: «Роман Леонидович, вы чем-то недовольны?». Там мне дали понять, что я к Олимпиаде в Лондоне в 2012 году готовиться буду сам, и помощи от них ждать не надо. Так оно и произошло: в состав олимпийцев в Курской области меня не записали. С того момента я стал трудновыездным. На сборы мог попасть только с большим боем. Ни экипировки, ни массажа, никакой медикаментозной подготовки не получаю.
Коллеги мои из сборной спросили у курского тренера, где Роман, почему его нет на сборах. Он ответил: «Много говорит».
А я писал просто от души. Хотел, чтобы в Курске что-то изменилось к лучшему. Но чиновники увидели только последние предложения письма, где я пожелал, чтобы руководителями в этой сфере были спортсмены, которые знают в этом толк и на своей шкуре всё прочувствовали.
– Вы писали, что и среди спортсменов, и тренеров сейчас весьма накалённые отношения…
– Я заметил, что у нас в Курске провал и неудача спортсмена и тренера вызывает похотливую радость у коллег по цеху. Эту ситуацию можно прокомментировать одной фразой «рыба гниёт с головы».
Председатель Школы высшего спортивного мастерства должен вокруг себя создавать условия для совместной работы, а не для плетения интриг. Но у нас этого нет.
Этим летом на Волокно проходил всероссийский старт «Азимут» – дети со всей Курской области участвовали. А директор ШВСМ всё время соревнований пребывал в «неспортивном» состоянии. И о чём здесь можно ещё говорить? Такие чиновники – реклама нашего спорта…
Говорят, что мы уже старые. Но если нас убрать, за кем будет тянуться молодёжь?
Молодым смотреть не на кого…