Столь массового отказа не ожидал никто: ни кандидаты, ни местные жители, которые уже были готовы к жёсткой политической борьбе кандидатов.
Детектив, да и только…
Что в адресе тебе моем?..
Марина Крутых, еще одна «отлучённая от выборов» персона, была «отцеплена» от сентябрьского избирательного вагона не менее драматично: «Я подала уведомление о своём выдвижении кандидатом в депутаты Представительного собрания по округу № 13. В заявлении, как и положено, указала свою должность: Заместитель главного бухгалтера по учёту и отчётности департамента бухгалтерского учёта. Когда в избиркоме заполняла листы, слово «учёта» в строчку не вместилось, я его дописала от руки. В итоге 100 % подписей признали недействительными». Как говорится, был бы человек, а «снятие» – найдётся.
Татьяна Петровна Архипова – кандидат по округу № 7: «Я проживаю в селе Удобное, там же решила выдвинуться кандидатом в депутаты районного собрания. Собрала 14 подписей, после проверки мне было отказано. 4 подписи недействительны, так как эти люди не числятся в базе данных УФМС. В паспорте есть прописка в Удобном, люди там всю жизнь живут и, кстати, голосуют на выборах, но оказывается они недействительны. То есть голосовать они должны, а отдавать подписи – нет».
Неконкурентная борьба
Для участия в выборах главы Горшеченского района выдвинулось 8 кандидатов. Регистрацию прошли 3. Для сравнения – в Беловском районе зарегистрировали 9 из 11 кандидатов, в Мантуровском районе – всех семерых. Сергей Шелайкин – заместитель Генерального директора ЗАО «Курский Агрохолдинг» – оказался одним из незарегистрированных. В его подписных листах признано недействительными 53 подписи, по разным основаниям. Как правило, сведения для подписного листа берут из паспорта, чтобы ничего не нарушить, переписывают дословно. При проверке сведений в миграционной службе могут возникнуть нестыковки. Например, в паспорте написано «ул.» (название) и «д.» (номер), в ФМС представит сведения, где написано «улица» (название) и «дом» (номер). То есть дело в том, считается ли такое сокращение нарушением? С точки зрения норм русского языка – ни в коем случае. С точки зрения избирательного законодательства – очень даже. Если вдруг, наоборот – в паспорте улица, а в ФМС – ул. – это излишне предоставленные данные. Как ни пиши – не выкрутишься! В Горшеченском районе законы трактуют своеобразно, поэтому решением территориальной избирательной комиссии от 7 августа кандидату Шелайкину в регистрации отказано. Сам Сергей Васильевич такую придирчивость избиркома считает предвзятостью и намерен отстаивать своё избирательное право: «Я несколько раз избирался депутатом в Старом Осколе, выигрывал в достойной конкурентной борьбе с пятью, семью кандидатами. Я прекрасно знаю, что такое административный ресурс. В Горшечном всё перевёрнуто с ног на голову. Меня разочаровал избирком и его действия. Выборы должны быть ясные, выигрывать нужно в честной борьбе, а не так. Мне обидно не за себя, а если хотите, за державу. Должна быть справедливость во всём. Нельзя долго обманывать всех, люди, горшеченцы, всё видят и знают. Люди ведь голосуют, могут «за», а могут и «против».
Выборы в Горшечном сейчас – тема самая главная. Она как минимум показательная: конкурентов не допускают, ресурс включают на максимум. О негласном указании уволить всех, кто подписался за кандидатов от «Агрохолдинга», говорят практически открыто. Так же открыто говорят и о том, что выборы теряют смысл – за горшеченцев уже всё выбрали без них. Три кандидата на должность главы – это демократический нонсенс. Такие действия демонстрируют нежелание власти участвовать в открытой политической борьбе и, в конце концов, показывают её слабость. Что подтвердил и категорический отказ от любых комментариев, который мы услышали из уст Татьяны Малаховой, председателя избирательной комиссии Горшеченского района: «Объяснений не будет, можете обращаться куда хотите…». Собственно говоря, порога явки на выборах нет, поэтому неважно, сколько людей придёт и с каким настроением. Преемственность сейчас выше перемен. А горшеченцы – они ведь по простоте души копируют свой район на всю область и страну, и если здесь так, то и у Михайлова в области не может быть по–другому, и у Путина в России. Всё правильно: Россия для них – это Горшечное.