В октябре, открыв свои почтовые ящики, некоторые горожане увидели две квитанции за одни и те же услуги: отопление и горячую воду. Одну, уже привычную - от Курской ТСК, вторую - от своей управляющей организации.
Деньги могут не дойти
В октябре девять управляющих организаций города Курска уведомили теплоэнергетиков о расторжении договорных отношений с ООО «Курская ТСК» в одностороннем порядке, тем самым нарушив условия этих самых договоров. Около двадцати жилых домов, находящихся в ведении одной из девяти управляющих компаний, получили в октябре двойные квитанции. И это не смотря на то, что большинство курян оплачивали свои коммунальные платежи без компаний-посредников, непосредственно организациям, поставляющим коммунальный ресурс, будь то электроэнергия, тепло или горячая вода. Более того, летом этого года на пресс-конференции замгубернатора Курской области Александр ДЁМИН настоятельно рекомендовал всем управляющим организациям активизировать работу по переходу населения на прямые расчёты с ресурсниками.
Де-юре, ничего не изменилось – агентские договора о прямых платежах расторгнуты не были, потому что сделать это можно только по соглашению сторон, а для «Курской ТСК» такое решение ничем не обосновано. Де-факто, от жителей домов одной из управляющих компаний, решивших взять на себя обязательства по сбору средств на воду и отопление, в октябре на счета ООО «Курская ТСК» поступило только 20 процентов от суммы необходимого платежа. При том, что в сентябре эти же дома заплатили за тепло и горячую воду сто процентов. Неужели восемьдесят процентов жителей решили резко стать неплательщиками? Или деньги добросовестных жильцов пошли «на более важные цели»?
В суд на невиновных
Схема «от поставщика к потребителю» работает очень просто. Получил тепло и горячую воду - заплати, не заплатил – получи через 3 месяца досудебное напоминание, а потом судебный иск. Ведь если деньги до энергокомпании не дошли, то в суд вызовут жителей, а не управляющую компанию, потому что агентский договор с УК не расторгнут. Управляющие же компании, сделав ход конем, и мотивируя это необоснованным повышением платы за отопление, громко заявили: ресурсники хотят обмануть граждан и высылают неправильные квитанции.
Видна тактика, но не понятна стратегия: в октябре 2014 года сумма к оплате действительно выше, чем в октябре 2013 года. Но это произошло не из-за подорожания коммунальных услуг или из-за внезапного желания теплоэнергетиков обогатиться, а из-за нового расчета платы за тепло. В предыдущие годы те потребители, что оплачивают услуги по нормативам, в октябре за отопление платили минимальную сумму, в ноябре больше, самые высокие цены приходились на декабрь-январь, а дальше сумма в платежах опять начинала помесячно уменьшаться. По новым нормативам, утвержденным в сентябре сего года комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области, ежемесячная сумма платежей выровнялась. То есть, в целом за год потребители заплатят те же деньги, только равными долями, а не «дугообразным» методом.
В квитанциях от управляющих компаний, коим областная власть видать не указ, сумма платежей в октябре прописана меньше, по старым нормативам. Но какую цифру не впишет УК - за отопительный сезон жителям всё равно необходимо заплатить всю сумму, через суд, или по обоюдному согласию, но долг перед «Курской ТСК» должен быть погашен. Возможно, с этой ситуацией окончательно разберутся к маю – тогда все управляющие компании будут обязаны пройти лицензирование, и многие, не получившие заветную лицензию, пропадут с рынка, и скорее всего вместе с деньгами потребителей.
Чтобы избежать путаницы, собственникам жилья, попавшим под незаконные действия управляющих компаний и желающим продолжать платить напрямую, нужно провести общедомовое собрание. По его итогам оформить протокол о принятии решения оставаться на прямых платежах с «Курской ТСК». А еще жители должны четко понимать, что не они зависят от управляющих компаний, а управляющие компании от них.