Курские депутаты приняли новый бюджет Курской области на 2015-2017 годы. Регион в следующем году планирует получить более тридцати миллиардов рублей, а потратить тридцать четыре миллиарда. Только к 2017 году, как гласит новый закон, текущие расходы сравняются с доходами. Экономист Николай Кликунов считает, что такой дефицитный бюджет возможен как временная мера и сопряжён с высокими рисками в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране.
Заработаем ноль рублей
- Николай Дмитриевич, тратить больше, чем зарабатывать, для нашей области - нормально? Не обернётся ли такой подход кризисом или даже дефолтом?
- В условиях возможной стагнации экономики, вызванной снижением цен на энергоресурсы, санкциями и антисанкциями, такой бюджет нежелателен. Текущий дефицит бюджета оправдан, если в будущем будет положительная динамика роста доходов, и за счёт неё покроются завышенные расходы предыдущих лет. На следующий год в Курском региональном бюджете заложен дефицит порядка сорока процентов от доходной части бюджета, и это оправданно только в условиях краткосрочного «проседания» экономики региона. В Курской области, кстати, дефицит бюджета наблюдается уже несколько лет, и меня смущает увеличение суммы на обслуживание госдолга. В следующем году на это будет тратиться почти в семь раз больше, чем в 2013 году. Если это тенденция, то область может попасть в ловушку «безрассудного кредитора», который берёт новые кредиты, чтобы профинансировать старые. В результате в будущем придётся либо резко сократить расходы, либо увеличить доходы. Но доходы областного бюджета генерируются экономикой региона, так называемой налоговой базой, и ставками по налогам. Мне представляется, что ставки и так находятся почти на максимуме, дальнейшее увеличение налоговой нагрузки неизбежно приведёт к снижению налоговой активности. Проблема дефицита и, как следствие, проблема растущей региональной задолженности не является специфической проблемой нашей области. Курская область на общероссийском фоне - на среднем уровне, у нас не такие уж высокие налоги, но и простора для бизнеса не так много.
- Если нельзя сократить доходы, то где бы расходы урезать?
- В тексте бюджета на 2015 год прописано сокращение номинальных расходов на 20,3% по сравнению с 2014 годом. Это большая цифра, потому что 20,3% - это номинальный показатель, сокращение в реальных показателях на следующий год, с учётом десятипроцентной инфляции, достигнут 28-29%. Непонятно, почему при таких денежных сокращениях увеличивается финансирование статьи «Общегосударственные вопросы» на 14,7%. Если становится хуже с деньгами, то расходы сокращать надо всем, а не только в сфере ЖКХ, культуры и образования. Расходы на физическую культуру и спорт сокращаются в два раза, это же касается и трансфертов средствам массовой информации.
Не так плохо, как в столице
- Получается, курянам станет жить хуже не из-за региональной политики, а из-за ситуации в стране в целом?
- К сожалению, мы наблюдаем, если не валютный кризис, то, по меньшей мере, значительный валютный шок. Рубль обесценился больше чем на 30%. Наверное, он несколько процентов отыграет, но цена доллара вряд ли будет ниже 40 рублей. Тут нефтяной шок играет ключевую роль. В этом случае страдает больше тот, кто ближе к финансовым потокам от нефти и газа, то есть столицы и западно-сибирские регионы. Курская область на этом фоне выигрывает, потому что у нас есть собственная ресурсная база - сельское хозяйство, переработка и локальное промышленное производство. К тому же нам помогает импортозамещение, ведь импортозамещение означает экспорторасширение товаров курских. Теперь товары нашей области будут активнее поставляться в другие регионы, и к нам пойдёт приток денег. Ещё положительный момент - один из основных налогоплательщиков Курской области - Михайловский ГОК - не переживает такого сильного падения цен на руду, в сопоставлении с нефтяным и газовым шоком. И в этом случае одной из серьёзных региональных проблем становится уход налогов от ГОКа в федеральную казну, и, насколько я знаю, и депутаты, региональная исполнительная власть всячески пытаются не допустить этого. Если предприятие находится на территории области, значит, и оно само, и его работники пользуются региональной инфраструктурой, дети сотрудников ходят в школы, машины предприятия ездят по курским дорогам. Логично, чтобы налоги в значительной мере оставались там, где функционирует предприятие.
Ситуация в стране не настолько страшна, чтобы поднимать панику. Экономическая система «буферует», сглаживает всякие возмущения, а наше население (и куряне не исключение) любит бросаться из крайности в крайность, то массово скупает валюту (и забирает вклады из банков), то гречку, сахар и соль. Да, наша страна зависит от внешних показателей, и теперь мы будет жить несколько хуже, чем жили при цене нефти в 100 долларов за баррель. Но если цена на нефть упала на 20%, то из этого не следует, что цены в Курской области сразу поднимутся на 20%.
- Значит, заявленная ликвидация дефицита бюджета к 2017 году реальна?
- Когда мы говорим о долгах и о дефиците, нужно сравнивать наш регион с соседями по ЦФО - Брянской, Орловской, Липецкой, Воронежской и Белгородской областями. В общем-то проблемы бюджета у нас у всех одинаковы, Курск идёт в общем фарватере. Когда мы говорим об областном долге, надо понимать, что он складывается из долгов города, долгов всех муниципальных образований. Заимствования берутся в том числе для выполнения определённых федеральных задач, например, чтобы поднять зарплаты работникам бюджетной сферы, хотя денег в регионе на это практически нет. Но рост реальных зарплат идёт до определённого момента, судя по проекту бюджета он, к сожалению, прекратится, и надбавки «съест» инфляция. Нужно понимать, что пик хорошей жизни уже прошёл, а власти, в том числе региональные, стремятся стабилизировать экономику, в том числе и сокращая расходы.