aif.ru counter
45

От поколения к поколению. Курские парламентарии об исторической памяти

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Курск 20/11/2019

Ежегодно в Курской областной Думе проходят региональные Рождественские образовательные чтения — крупнейшее событие в общественной и духовной жизни России. В этом году в канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне участники чтений обсудили сложные, порой даже жёсткие вопросы сохранения исторической памяти, того, как и что нужно говорить о войне и Победе нынешней молодёжи, чтобы она, Победа, не ушла в далёкое прошлое.

Нельзя забыть

«С каждым десятилетием Победа становится для нас важнее, потому что её всё сложнее сохранить, — отметил председатель Курской областной Думы Николай Жеребилов. — Мы забываем подвиг тех, кто служил Родине, исполнял свой долг перед Отечеством.  Война 1812 года — мы стали забывать те победы.  Сейчас мы начинаем забывать о подвиге солдат Первой мировой войны. Великая Победа: наследие и наследники — это тема, которая ставит перед всем обществом задачу, как передать последующим поколениям то, что вынесли на своих плечах победители, наши деды, отцы; как передать заботу о мире; какое это имеет значение для нас и готовы ли мы сегодня совершить то же, что сделали они.  Если мы не будем помнить цены той Победы, то всё может повториться. Мы с вами являемся свидетелями того, как в европейских странах уничтожаются памятники советским воинам, как их называют не освободителями, а захватчиками. И всё обрушивается на молодёжь. Да, наследие Победы велико, но нам нужно постоянное осмысление».

По не очень приятной статистике почти треть нынешней молодёжи школьного возраста затрудняется назвать даты начала и конца войны, не знает её основных событий и битв, имён маршалов Победы. Отсюда активные и даже агрессивные попытки переосмыслить события военной истории, придать им другой вектор. Не освобождение Европы, а захват, не разгром нацизма, а политическая борьба Гитлера со Сталиным, не Курская битва, а отдельные бои местного значения.

«Сегодня в мире посягают на самое святое — на нашу память, на нашу Победу, — говорит депутат Государственной Думы Ольга Германова. —  Этого нельзя допустить. Я недавно вернулась из Минска, там директор музея в Хатыни с такой болью говорил о том, что некоторые договорились до того, что в Хатыни уничтожали не мирных жителей, а партизан, то есть это было нормально. А молодёжь всё это впитывает. Получается, что и сегодня мы должны защищать нашу Победу».

Подмена понятий

Происходит серьёзная подмена фактов и понятий, молодых людей подводят к оценкам событий войны, которые неприемлемы для старшего поколения. Зачастую это делается под видом дискуссий, иного мнения, отстаивания права молодых людей на свою точку зрения и на свои оценки.

«Забывать может человек без Родины, есть вещи, которые помнят все и всегда, — считает председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. — Следующий год особенный, и каждый должен задаться вопросом: а что ты можешь сделать для того, чтобы сохранить историческую память и не дать её исказить? Это ведь непростая задача. Если мы как граждане своей страны не почувствуем в плане фальсификации истории некую опасность, это будет очень плохо. Почему? Страна-победитель  имеет другой статус в мире, у неё другие полномочия и возможности. Лишить страну статуса победителя в справедливой борьбе — это лишить её места в истории.  Тогда во имя чего были эти жертвы?»

Не так давно одним из комитетов Ассамблеи ООН было принято решение о том, чтобы признать победу советского народа общемировым достижением. Это должен быть документ, подписанный всем мировым сообществом, что ещё раз подтвердит незыблемость итогов Второй мировой войны, из которой мы вышли победителями. Сегодня вопрос патриотического, духовно-нравственного воспитания стоит очень остро. Слишком много попыток «переписать» нашу историю, историю побед советского народа, слишком много желающих воздействовать на умы наших детей, чтобы превратить их в Иванов не помнящих родства.

Но всё ли мы делаем для того, чтобы передать детям бесценный багаж знаний, если сегодня выпускники девятых классов уходят из школы, не проходя тему Великой Отечественной войны, а у старшеклассников она занимает не больше шести рабочих часов?! Много ли они будут знать о Курской битве, если этому сражению уделено в учебниках истории 12 строчек? Поэтому процесс сохранения истории и памяти о Великой Оте­чественной войне мы должны начать с себя.

«И этот, и следующий год ознаменованы предстоящим юбилеем Победы. Для нас это имеет особое, безусловное значение, — отметил в своём выступлении губернатор Курской области Роман Старовойт. — Нам важно пронести это самим и донести до молодёжи. Именно на это нацелено военно-патриотическое, кадетское и юнармейское движение. В области работает 207 кадетских классов, более 4000 кадет и более 3000 юнармейцев. Только в 2019 году в ряды юнармейцев вступили более тысячи школьников. Действует 485 молодёжных объединений, в которых занимаются свыше 13 000 подростков. Мы обязаны воспитывать патриотизм на основе духовного наследия как процесса естественной передачи опыта старшего поколения младшим».

В этом смысле Рождественские чтения дают серьёзную возможность для осмысления, переоценки и концентрации усилий и по военно-патриотическому, и по духовно-нравственному воспитанию сегодняшней молодёжи. Наследие не может быть без наследников.

«Мы должны передать подрастающему поколению память о Победе, которая у нас от ветеранов, от наших дедушек и бабушек, она для нас естественна и не нуждается в дополнительных объяснениях, — говорит депутат Государственной Думы Татьяна Воронина. — Поэтому думаю, что процесс сохранения истории и памяти о Великой Отечественной войне мы должны начать с себя, чтобы научить наших внуков и правнуков любить и защищать свою Родину так, как любили и защищали её наши отцы, деды и прадеды. Воспитать их на примере высоких нравственных ориентиров и духовных традиций нашего народа. От сердца к сердцу, от поколения к поколению передать нашим потомкам память и правду о Великой Оте­чественной войне, о героизме и подвигах предков, о значении Победы для всего мира».

На личном опыте

По мнению участников Рождественских чтений, было бы наивным говорить о том, что историческое наследие — категория отвлечённая. Эта нормальная составляющая часть воспитания, историческая память, привитая в раннем детстве, становится неотъемлемой частью и у взрослого человека.

«Сегодня задача стоит такая, чтобы патриотизм был с детства, чтобы детки, которые никогда не слышали о войне, что-то о ней узнали, — делится своим опытом председатель областной Ассоциации приёмных родителей Татьяна Банникова. — Это нужно, ценности должны быть. Мы должны знать и ценить наследие. Мы в этом году возили детей в Керчь и там очень много нового услышали о войне, детям показали, как там всё было во время войны, что находится на дне моря. Интерес был колоссальный, у детей дыхание замирало, потом только об этом и говорили — о самолётах, которые лежат на дне. Они захотели ещё — мы их на Прохоровку повезли, в Поныри. У меня девочки учатся в кадетском классе, они так готовятся к разным мероприятиям, форму свою наглаживают, гордятся этим! Я вижу в этом толк». 

В сохранении исторической памяти видит свою миссионерскую задачу и Русская Православная церковь.

«Мы собрались не только для того, чтобы поговорить, сделать доклады, обсудить их, а чтобы была и практическая польза,  —  подчеркнул митрополит Курский и Рыльский Герман. — Тема сегодняшних чтений — воспитание, а главное событие следующего года — юбилей Победы. Наверное, это последний юбилей, когда мы сможем увидеть живых ветеранов. Они — победители, они были народом-победителем. А вот соответствуем ли мы этому званию?  Война была великим горем и вместе с тем великим героизмом. Было единство народа, и об этом нужно рассказывать детям, начиная с самого юного возраста — со школы и даже с детского сада».

Оставить комментарий (0)
Loading...
Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество