Примерное время чтения: 4 минуты
150

По суду и по правилам. Могут ли водители изменить ПДД?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Курск 13/04/2016

Очень часто водители попадают в странные ситуации, которые заканчиваются конкретным наказанием. Сотрудники ГИБДД не спешат разбираться, а как под копирку прописывают трафаретный закон на любую ситуацию. В итоге автолюбители вынуждены обращаться в суд. Всё чаще – в Верховный. Попробуем разобраться, как и какие решения судей изменили ПДД.

Камешек с лишением

мнение
Игорь БОЙКО, автоюрист: - Ещё одно очень показательное решение принял Верховный суд, разбирая судебный спор автолюбителей и страховой фирмы о возмещении материального вреда от аварии. Главный вывод Верховного суда после изучения этого дела звучит примерно так: возмещение ущерба должно привести автомобиль в тот вид, который был до аварии, а не делать из побитой машины новый автомобиль. Говоря юридическим языком, возмещение реального ущерба не может осуществляться путём взыскания сумм, превышающих стоимость повреждённого имущества, либо стоимость работ по приведению этого имущества в состояние, которое было на момент аварии.
Случай, разбиравшийся Верховным судом РФ, на первый взгляд кажется банальным и даже абсурдным, если бы не события и решения, которые его сопровождали.

29 июня прошлого года на дороге в деревне Духовец Курской области камень, вылетевший из–под колёс одного автомобиля, разбил стекло попутной машины. Водитель этого не заметил и поехал дальше. Однако суды сочли этот инцидент полноценным дорожно–транспортным происшествием со всеми вытекающими обстоятельствами: автолюбителя лишили водительских прав, так как он покинул место аварии.

«Гравий, рассыпанный на асфальте во время ремонтных работ, – очень частый виновник замены автостекла. И самое обидное, что никто не застрахован в этой ситуации. Если вы чувствуете, что въезжаете на «каменистый» участок, не нужно резко бить по тормозам. Все движения, в том числе и рулём, должны быть плавными. Резюме такое – чем ниже скорость, тем меньше камней летит из–под колёс», – пояснил Сергей Астраханов, инструктор по вождению.

Лишённый удостоверения водитель дошёл до Верховного суда. ВС РФ посмотрел на это дело под иным углом, нежели суды нижестоящих инстанций.

«Это событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от водителя автомобиля, без совершения каких–либо действий с его стороны, предвидеть данное событие, а также наступление последствий в виде повреждения лобового стекла следующего в попутном направлении автомобиля он возможности не имел», – говорится в постановлении Верховного суда.

Внесли конкретику

Кроме того, ВС РФ разъяснил само определение ДТП. Правила дорожного движения относят к данной категории происшествий «события, возникшие в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при которых погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб». Получается, что влетевший в лобовое стекло машины камень – это авария лишь для того, в кого попали.

При таких обстоятельствах ВС РФ не усмотрел причинно–следственной связи произошедшего с действиями водителя, лишённого прав. Злополучный камень мог попасть под колёса любого автомобиля, и, следовательно, того, кто оказался в момент происшествия за рулём, наказывать не за что. На основании этого Верховный суд вернул права курянину. Для всех, кто оказывался в аналогичных ситуациях, этот прецедент, бесспорно, станет серьёзным доводом для возвращения прав.

Конкретные примеры

До этого Верховный суд России по сути защитил всех автомобилистов страны от необоснованных обвинений в пьянстве за рулём, когда машина стояла на месте. Сотрудники ГАИ каждый раз должны доказывать, что выпивший человек управлял машиной, а не просто сидел в машине. Неподсуден и ремонт «железного коня» подвыпившим автомобилистом. «Подобных дел в практике немало. Проблемы возникали у нетрезвых людей, просто спавших в авто на обочине или куривших в салоне машины на парковке возле дома. В итоге дело доходит – нет, не до курьёза, а до абсурда», – рассказал правозащитник Андрей Баженов.

Верховный суд России поставил точку в споре между сотрудниками ГИБДД и водителями, не желающими пропускать автомобили, двигающиеся по обочине. Сообщение облетело в эти дни правовые сайты страны. Обратился в суд водитель из Самарской области, которого оштрафовали за то, что, поворачивая налево, он столкнулся с машиной, ехавшей по обочине. Госавтоинспекторы посчитали, что виноваты оба автолюбителя. Однако ВС РФ отменил решение о наказании сворачивающего налево водителя. В постановлении сказано, что водитель, двигавшийся по обочине, не имел преимущественного права движения.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах