Примерное время чтения: 10 минут
197

Снегом смыло дороги. Как получить компенсацию за повреждённый автомобиль

Софья Штин / АиФ

На исходе зимы, когда активно тает снег, все недостатки дорожного полотна - ямы, выбоины, «пороги» из-за незаконченного вовремя ремонта – становятся особенно критичны. Ситуация усугубляется, когда вместе со снегом с дорог смывает и асфальт. «АиФ-Черноземье» выяснил, каким образом автомобилисты могут получить компенсацию за сломанную подвеску или иные повреждения своего авто, полученные из-за разбитых дорог.

Попробуй докажи

Автомобиль попал в яму, а вы «попали» на дорогостоящий ремонт. В каких случаях можно доказать, что полученные повреждения на совести дорожных служб? Следует иметь в виду, что ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяет предельные размеры допустимых выбоин. Яма может быть в пределах 15 см в длину, не более 60 см в ширину и не более  5 см в глубину. Так что если хотя бы один из параметров превышен, закон - на стороне автомобилиста. В противном случае возместить причинённый ущерб, скорее всего, не удастся.

Чтобы иметь шансы на компенсацию, нужно по максимуму собрать доказательства.

Первым делом, согласно правилам дорожного движения, необходимо выставить знак аварийной остановки и вызвать сотрудников ГИБДД. Без акта обследования места ДТП рассчитывать не на что. Если есть свидетели, нужно заручиться их поддержкой, записать контакты и задокументировать их наличие при оформлении ДТП.

Есть фотоаппарат или хотя бы мобильник с камерой? Прекрасно. Надо сделать несколько фотографий с разных точек так, чтобы в кадр попали яма, пострадавшее транспортное средство, и, к примеру, какой-нибудь ориентир на местности. Важно сохранять фотографии до суда: в случае назначенной судом экспертизы могут потребоваться фото на исходном носителе.

Все повреждения нужно как можно подробнее описать и проследить, чтобы сотрудник полиции задокументировал размеры ямы, указал на схеме её местонахождение, а также отметил отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.

В соответствии с «Правилами учёта и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации» сотрудники ГИБДД должны вызвать на место ДТП представителя дорожной службы для совместного осмотра. Желательно также, чтобы полицейский сфотографировал место ДТП и в документах указал, на какой фотоаппарат были сделаны снимки. (Последние два пункта не всегда исполняются, в то время как их выполнение весьма упрощает дальнейшую задачу.)

Юридические тонкости

Чтобы действовать дальше, надо будет получить в ГИБДД документы:

  • копию справки о ДТП;
  • копию определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • копию акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

Дальше задача пострадавшего автомобилиста - выяснить, какой организации принадлежит данный участок дороги.

Для оценки материального ущерба потребуется независимая экспертиза, о которой заранее нужно уведомить ответчика. Стоимость экспертизы и другие судебные издержки (в том числе расходы на телеграмму) включается в иск и в случае положительного решения суда подлежит возмещению. В акте оценщика должна обязательно быть фраза: «Все указанные в акте осмотра повреждения по характеру и расположению имеют отношение к одному событию».

Прежде, чем подавать иск в суд, на фактический адрес ответчика следует направить претензию заказным письмом с уведомлением или вручить её секретарю с обязательной отметкой о принятии на втором экземпляре документа. Если получен письменный отказ в досудебном урегулировании спора или нет ответа в течение 30 дней, тогда подаётся исковое заявление в суд. Если сумма ущерба в пределах 50 тысяч рублей, подаётся оно мировому судье, если более - в районный суд по юридическому адресу организации (узнать его можно, заказав выписку из ЕГРЮЛ). Не лишней окажется помощь грамотного юриста - со специалистом дело продвигается быстрей. Справиться самостоятельно помогут различные юридические онлайн-сервисы для автомобилистов.

Как снег на голову!

А что делать, если автомобиль пострадал от наледи, обрушившейся с крыши здания. Ответчиком в таких случаях признаются коммунальные службы. Алгоритм действий здесь тот же самый, что и при дорожной аварии.

  • Не перемещать машину.
  • Вызвать сотрудников полиции по единому телефону 112 (не представителей ГИБДД, поскольку речь не идет о ДТП).
  • Зафиксировать повреждения с помощью фотосъёмки с разных ракурсов.
  • Проконтролировать правильное составление протокола с указанием всех повреждений и адреса происшествия.
  • Записать контакты свидетелей.
  • Получить в полиции отказ в возбуждении уголовного дела.
  • Произвести оценку причинённого ущерба.

Выяснить, кто несёт ответственность в вашем случае (управляющая компания, собственник здания или коммунальные службы). Направить виновнику письменную претензию в порядке досудебного урегулирования спора.

Подготовить исковое заявление в суд. Подаётся оно так же по месту нахождения ответчика — в районный суд, если сумма ущерба превышает 50 тысяч рублей. Или мировому судье, когда ущерб составляет менее 50 000.

Следует иметь в виду, что суд может не удовлетворить требования, если неприятность произошла из-за форс-мажорных обстоятельств. Сюда относятся, например, случаи, если дерево упало из-за урагана, хотя, чтобы этот факт признали форс-мажором, должно быть доказано, что дерево было здоровым. Также, если доказано, что возле опасных мест висели предупреждающие таблички, на компенсацию рассчитывать не придётся.

Что включается в сумму иска?

  • расходы на проведение независимой экспертизы;
  • стоимость восстановительного ремонта;
  • расходы на эвакуацию (в случае необходимости);
  • утрата товарной стоимости;
  • почтовые расходы и т.п.

Все эти расходы необходимо подтвердить чеками или иными документами. Моральный вред и судебные расходы (госпошлина, услуги представителя) не входят в иск и указываются в заявлении отдельными требованиями. Госпошлина рассчитывается в процентном соотношении от суммы иска.

Мнение эксперта

Михаил Суров, адвокат, представитель адвокатской конторы «Рывкин и партнёры»:

«Взыскание стоимости ремонта автомобиля, который получил повреждения по вине дорожных служб, в нашей практике встречается довольно часто. Однако таких дел могло бы быть значительно больше, так как только незначительная часть автомобилистов решается обратиться в суд за защитой своих прав. Большинство предпочитает ремонтировать автомобили самостоятельно.

Кстати
В конце февраля стало известно, что воронежец Алексей Любимый добился компенсации 180 000 рублей за повреждения своего автомобиля, попавшего в глубокую яму. Алексей стал героем сюжета «Первого канала» о разбитых российских дорогах.

При этом успех в судебном процессе и шанс получить компенсацию напрямую зависит от тех доказательств, которые будут собраны водителем на месте ДТП. Важно, чтобы в протокол сотрудников ГИБДД были внесены все подробности обстановки на месте ДТП: размер ямы, отсутствие предупреждающих знаков и ограждения. Также следует отразить в протоколе факт фото- и видеосъёмки, показания свидетелей (если таковые имеются). Всё вышеперечисленное позволит доказать как сам факт аварии, так и её причину.

Следующим шагом будет установление организации, отвечающей за состояние дорожного полотна на месте ДТП. Как правило, непреодолимых сложностей эта процедура не представляет. Надлежащий ответчик может быть установлен даже в ходе самого судебного процесса. В моей практике был случай, когда проводилось выездное судебное заседание на место аварии. Судья, секретарь, представитель истца, представители ответчиков и приглашённый специалист на дороге сверяли расположение канализационного люка со схемами, для того чтобы выяснить, на чьём балансе этот люк находится. Ситуация была принципиальная: дорогостоящий автомобиль получил серьёзные повреждения, так как канализационный люк в нарушение всех требований выступал над дорожным полотном на значительную высоту. В результате дела в пользу доверителя было взыскано более полумиллиона рублей.

С «порогами» на дороге ситуация аналогичная. Если ремонт дороги не был закончен, отсутствовали предупреждающие знаки, качество дорожного полотна не соответствовало требованиям ГОСТ, то имеются все основания для взыскания компенсации стоимости ремонта.

Однако если ДТП произошло из-за гололёда, иных неблагоприятных погодных условий, то речь о компенсации с дорожников не идет, так как ПДД прямо предусматривают обязанность водителя учитывать дорожную обстановку.

Если припаркованный автомобиль получил повреждения от падения дерева, сосулек, скопившегося на крыше снега, опять-таки необходимо зафиксировать всю обстановку и вызвать участкового для составления протокола места происшествия. Ответчиками по таким делам, как правило, выступают либо управляющая компания, либо администрация соответствующего муниципального района».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах