То, что в Курске должен быть современный аэропорт, является утверждением, не требующим доказательств. Не может областной центр в европейской части России в XXI веке не иметь нормального воздушного сообщения и соответствующей инфраструктуры.
Но, как это часто бывает, всё упирается в детали. Строго говоря, аэропорт в Курске есть. Согласно справочным данным, «международный аэропорт Курск – авиатранспортный узел совместного базирования средств гражданской и военной авиации. Пропускная способность аэровокзального комплекса составляет 120 человек в час. В 2018 году аэропорт увеличил пассажиропоток на 5% по сравнению с 2017 годом, достигнув отметки в 32 тысячи человек». По факту, только 2% от населения области пользуются услугами воздушного транспорта. В конце августа прошлого года вообще случился конфуз – Курск не смог принять самолёт президента, и он вынужден был добираться до нашего города вертолётом из Белгорода.
Полтора рейса в день
В расписании аэропорта вывешены рейсы в Москву по рабочим дням – утром, два раза в неделю в Петербург и немного в Сочи, Симферополь и Минводы. Планы по реконструкции глобальны.
«В Курске в ближайшие три года будет построен новый аэровокзал, что выведет областной центр на новый уровень в плане авиаперевозок, – говорит гендиректор Агентства по привлечению инвестиций Ирина Кочева, – первоначальные инвестиции составят порядка 200 млн рублей».
Проект предполагает, что курский аэровокзал станет узловым для Курска, Орла и Брянска. Сейчас все потребности курян в воздушных перевозках полностью покрываются аэропортами Воронежа и Белгорода. Белгородцы в своё время построили современный аэровокзал также с расчётом на курян и на харьковчан. Сейчас аэропорт недозагружен и готов полностью «подмять» Курск под себя. Так же, как и Воронеж с современной взлётной полосой и бесплатным – до недавнего времени – трансфертом из Курска.
«Я сомневаюсь, что курский аэропорт будет востребован по загранице, – говорит руководитель туристической компании Владимир Конев. – Полётная программа на наш регион сформирована через Воронеж, Белгород и тот же Брянск, которые сделали ставку на Турцию и имеют весьма вменяемые цены. Если наш аэропорт заработает, то это будут внутренние рейсы – Сочи, Калининград – и без задержек».
Пока «сарайчик»
Все аэропорты в России работают примерно по одному принципу. Назначается сбор за обслуживание самолётов, который может быть или большим, или маленьким в зависимости от стремления региона поддержать свою воздушную гавань. Например, в Белгороде он очень маленький, в Воронеже – выше. Этот сбор влияет на стоимость путёвки в турагентстве. А люди всегда выбирают, где дешевле, тем более что тот же белгородский аэропорт очень удобно расположен, особенно для курян. Вопрос же о «двойном назначении» курского аэропорта пока вообще не обсуждается.
«У нас в аэропорту базируются Военно-воздушные силы РФ, полоса находится в ведении Министерства обороны, – высказывается врио губернатора Роман Старовойт. – Пока я с министром не разговаривал на эту тему, но знаю, что аналогичные ситуации разрешаются, и я уверен, что в этом году мы сможем начать строительство нового терминала».
Для многих из тех, кто привык летать из Курска в Москву по делам, давно стала привычной отмена рейса без объяснения причин. Совершаются учебно-боевые вылеты, а курский аэропорт имеет пограничный статус и регулярно принимает самые современные МиГи и Су. И, конечно же, вопросы национальной безопасности всегда на первом месте.
Сейчас существует некий инвестор, готовый вложить 200 миллионов рублей на условиях концессии, то есть государственно-частного партнёрства, и построить аэровокзал, чтобы зарабатывать на нём в условиях жёсткой конкуренции с соседями, у которых разговоры об «очередном» возрождении курского аэропорта вызывают лишь усмешку. То, что мы считаем международным аэропортом «Курск», они называют «сарайчиком», у которого нет особых шансов на перемены к лучшему. Воздушную гавань они открыть не дадут. В лучшем случае калитку.