397

Будущее наступает сегодня. Чему учат в липецком филиале РАНХиГС

Фото предоставлено пресс-службой РАНХиГС

К 2020 году власти обещали качественный прорыв дистанционного образования в России. Нынешняя угроза распространения коронавируса значительно ускорила этот процесс.

На прошлой неделе российские вузы, прислушавшись к рекомендации Минобрнауки, дружно перешли на дистанционное обучение. Как это выглядит на практике, «АиФ-Черноземье» узнал, побывав в липецком филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), которому в этом году исполняется 20 лет.

Знания на расстоянии

Фото: Фото предоставлено пресс-службой РАНХиГС

В коридорах непривычно тихо. Уже вторую неделю все занятия у студентов проходят удалённо. Для обучения нужно лишь зайти в личный кабинет на портале вуза. После этого можно изучать дисциплины, взаимодействуя с преподавателями через инструменты на самой платформе. Занятия онлайн проходят по расписанию. Вместо бумажных книг – электронные учебники, доступ к которым для студентов бесплатный.

«Сегодняшняя непростая ситуация заставила вузы перейти на дистант. Не скажу, что это было просто, но для нас это и не стало каким-то шоком, поскольку мы и раньше во время традиционного учебного процесса использовали дистанционные технологии, так сказать «порциями», - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе, кандидат педагогических наук Светлана Подкутова. – У академии давно есть своя современная электронная информационно-образовательная среда, своя платформа дистанционного обучения, на которой уже проводилась часть занятий, например,  по таким дисциплинам, как  «Безопасность жизнедеятельности», «Физкультура и спорт», а с этого семестра к ним добавились ещё две - «Цифровое общество и цифровое государство в новую технологическую эпоху»  и «Введение в искусственный интеллект и разговорные боты». Так что мы достаточно быстро адаптировались к новым обстоятельствам. А сейчас переходим на систему дистанционного обучения через головной кампус, которая хорошо поддерживается технически».

Студенты уже оценили преимущества дистанта.

«Мне кажется, сейчас они даже больше вовлечены в учебный процесс, чем раньше. Они с удовольствием посещают онлайн-занятия, участвуют в вебинарах. У них есть уникальная возможность попробовать новые формы работы, и они ею пользуются, - рассказывает доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат физико-математических наук Александра Никитина. – После пандемии высшее образование уже не будет прежним, здесь я  согласна со своими коллегами. Мы прошли «точку невозврата», и нам придётся учиться работать в новых условиях. Но это однозначно интересный опыт и для студентов, и для преподавателей».

Переходим на «цифру»

«Цифра» прочно вошла в нашу жизнь. А ситуация с коронавирусом лишь в очередной раз показала, как важно уметь пользоваться современными технологиями всем, от мала до велика. Даже просто для того, что заказать продукты на дом, пообщаться по видеосвязи с родственниками, оплатить ЖКУ или другие услуги онлайн.

«Цифровые технологии есть сегодня и в бизнесе, и в государственных органах. Поэтому необходимо готовить студентов, чтобы они могли с ними работать. Это перекликается с целями федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», - поясняет Светлана Подкутова. – Сегодня мы меняем формат наших учебных программ, делаем их более мобильными - модульными. В любом момент мы можем один модуль заменить на другой, реагируя на запросы времени. Например, возможно, повторюсь, в текущем семестре мы внесли изменения в рабочие программы дисциплин всех направлений подготовки («Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление»), специальность «Экономическая безопасность», включив изучение тем вышеназванных дисциплин, связанных с внедрением цифровых технологий.

Студенты учатся работать с большими данными, создавать нейросети, настраивать для общения с коллегами чат-боты. Это пригодится им не только в жизни, но и в будущей профессии.

А для тех, кто хочет изучать «цифровые» дисциплины более углубленно, в вузе открыли новые профили подготовки: на бакалавриате это программа  «Цифровая экономика» (идентичная программе головного кампуса), а в магистратуре - «Цифровая экономика и бизнес-аналитика». Таких программ нет ещё ни в одном вузе региона.

«Сегодня студент может легко менять свою образовательную траекторию - это тоже очень важно, - подчёркивает Светлана Леонидовна. – Поступив учиться на одно направление, но поняв, что выбранная специальность не удовлетворяет его желания, он может перевестись на другое и уже на нём продолжить своё обучение. Некоторые выбирают сразу два направления подготовки. Мы идём студентам навстречу и разрабатываем для них индивидуальный график образовательного процесса».

Все дороги открыты

Конечная цель любого обучения – найти работу по специальности. У студентов Президентской академии с этим проблем нет. По данным мониторинга, проведённого Министерством образования и науки, среди вузов региона процент трудоустройства выпускников липецкого филиала самый высокий – более 80%.

«Работодатели присматриваются к студентам уже со в процессе обучения: они участвуют в реализации дисциплин, присутствуют на защите дипломов, - рассказывает Светлана Подкутова. - Очень хорошо мы взаимодействуем с администрацией области. Её представители входят в состав государственных аттестационных комиссий».

Недавно перед выпускниками выступала начальник управления государственной службы и кадровой работы Елена Гончарова. Она сказала о том, что для молодых специалистов все дороги на госслужбу открыты, и помогала студентам скорректировать темы их выпускных квалификационных работ в соответствии с запросами администрации.

Впрочем, студенты РАНХиГС могут реализовать себя не только в госслужбе, но и в бизнесе. Недавно Липецкий филиал академии подписал соглашение о сотрудничестве с АНО «Мой бизнес». Теперь преподаватели вуза будут участвовать в повышении квалификации региональных предпринимателей, а сотрудники Центра «Мой бизнес» станут бизнес-наставниками студентов РАНХиГС.

«Идея заключается в том, что выпускник вуза может выполнить диплом в виде стартапа. То есть это будет уже готовый бизнес-проект, под который можно привлечь инвесторов, - поясняет заведующая кафедрой экономики и финансов, кандидат экономических наук Светлана Шахватова. – Это работа новая, но для неё были все предпосылки.

Во-первых, многие наши дисциплины напрямую связаны с бизнесом. Во-вторых, наши студенты ежегодно участвуют в таких престижных конкурсах, как «Business Battle», «Управляй!», «RAISE»,  и занимают там призовых места. А в-третьих, мы уже во время обучения используем различные компьютерные симуляторы, которые позволяют ребятам попробовать себя в роли бизнесмена или директора крупной корпорации. Так что к новым вызовам мы готовы».

Без отрыва от учёбы

Впрочем, образование сегодня не заканчивается бакалавриатом и даже магистратурой. Студенты выпускных курсов в дополнение к основному диплому могут получить, например, диплом «Переводчика в  сфере профессиональной коммуникации» или удостоверение о повышении квалификации по программе , например,  «Бухгалтерия 1 С», «Бережливое производство», «Цифровая экономика».

«В современном мире знания быстро устаревают. На рынке труда ценятся специалисты, готовые постоянно учиться, осваивать новые навыки и технологии. Мы предоставляем студентам возможность получить дополнительное образование и переквалифицироваться, без отрыва от основной учёбы», - говорит Светлана Леонидовна.

В академии разработаны программы дополнительного профессионального образования по разным направлениям и не только для студентов. Менеджемент, умение управлять требуется во многих сферах –спорте, здравоохранении, ЖКХ и других. Но менеджерами, как известно, не рождаются.  Получить необходимые навыки, а также повысить уровень своих профессиональных знаний можно в Президентской академии.

Помимо традиционных курсов в Липецком филиале РАНХиГС активно развивают такое направление как «Деловые игры». Его курирует опытный бизнес-тренер - доцент кафедры «Государственная, муниципальная служба и менеджмент», кандидат экономических наук Анна Шурупова.

В процессе игры участники полностью погружаются в моделирование реальных деловых процессов. Подобная практика позволяет расширить границы сознания, приобрести новый опыт работы в команде, с аудиторией.

«Мы стараемся быть гибкими, адаптироваться под запросы времени, - говорит Светлана Подкутова. – Если мы видим, что  направление востребовано, то будем его развивать.

У нас для этого есть все возможности: хорошая материально-техническая база, сильный профессорско-преподавательский состав. Почти все наши преподаватели имеют степени кандидатов или докторов наук по своему профилю деятельности. При этом мы никогда не стоим на месте. Мы сами непрерывно учимся и готовы учить других».

Подробнее познакомиться с деятельностью РАНХиГС можно будет на Дне открытых дверей, который в этом году также впервые пройдёт в формате онлайн. Следите за новостями на сайте вуза www.lip.ranepa.ru.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах