140 лет назад родился выдающийся отечественный писатель Евгений Замятин. О родных местах, чашах вдохновения и непростой биографии Евгения Ивановича корреспонденту chr.aif.ru рассказала директор краеведческого музея Лебедяни Наталья Грузман.
Критический реалист
Евгений Иванович Замятин родился 1 февраля 1884 года в старинном русском городе Лебедянь. Его труды как драматурга, переводчика, киносценариста, кораблестроителя и активного социалиста известны всему миру. В литературе его знают, как бытописателя русской провинции и яркого представителя критического реализма. Всемирную славу писателю принес роман-антиутопия «Мы».
«Лебедянь замятинского детства – это маленький, уездный городок с 6 678 жителями (по переписи 1894 года). Из воспоминаний Е.И. Замятина: «По самой середине карты – кружочек: Лебедянь – та самая, о какой писали Толстой и Тургенев». Жили Замятины среди родственников матери Платоновой (Замятиной) Марии Александровны. Из семьи Платоновых вышло много священнослужителей, люди которые свою жизнь посвятили служению церкви. Мать писателя Мария Замятина любила классическую музыку, великолепно играла на рояле», – рассказывает Наталья Вячеславовна.
Дом Евгения Замятина начали восстанавливать с 1990 года по архивным документам и воспоминаниям родственников писателя. Сейчас здесь музей, который хранит личные вещи семьи писателя, письма её членов, прижизненные издания автора, книги писателей «Серебряного века», копии картин известных художников. Ежегодно в начале осени здесь проводятся творческие встречи «Уездное лето Замятина», где писатели, поэты, художники и музыканты в тёплой атмосфере вспоминают произведения замечательного таланта старого хозяина дома.
«Родовой дом Замятина построен в середине XIX века, принадлежал деду писателя по матери, священнику Покровской церкви города Лебедяни о. Александру Платонову. Он представляет собой одноэтажное деревянное здание, на высоком цоколе с кованым балконом, выходящим на улицу. С восточной стороны дома имеется открытая терраса с видом на двор и яблоневый сад, который радует посетителей весной своим чудесным цветением и плодами в осенние дни», – продолжает директор музея.
Сама Лебедянь ещё с XIX века славилась своими ярмарками. Вследствие политических переделов разных эпох и административных межеваний город «кочевал» из одной губернии в другую. Например, сам Замятин родился в Тамбовской губернии. Сегодня этот город входит в черту Липецкой области. До этого город по историческим причинам успел побывать в составе Воронежской и Рязанской губерний.
«Я вырос под роялем»
Любовь к искусству юному Жене и его младшей сестре привила их мама Мария, которая была талантливой пианисткой. Семья священнослужителя и пианистки воспитывали детей в атмосфере любви, высокой духовной культуры и искреннего уважения к старшим. Под музыку классических композиторов Женя, лёжа на диване или прямо под роялем, уже в четыре года вместо букваря читал произведения Николая Гоголя.
«Я вырос под роялем. Летним днем на распахнутый балкон вырывались дивные звуки, не совсем обычные для Лебедяни. Матушка Мария играла Шумана, Брамса, Бетховена, Шопена, увлекалась пьесами русских композиторов. Люди останавливались и слушали», – пишет в своих воспоминаниях Евгений Иванович.
Бабушка писателя Замятина Анастасия Васильевна была одним из тех педагогов, которые прививали своим внукам любовь к русскому языку и народной словесной культуре. Об этом драматург также пишет в автобиографии: «Чудесные русские слова знала моя бабка, может кое-чему научился от нее». В последующем произведения «Русь», «Уездное» и «Куны» принесли автору прочную славу бытописателя русской провинции. Автор любил природу и закоулки родных мест и умел мастерски их описывать.
Примером своих детских воспоминаний Замятин как бы напоминает нашим современникам, что атмосфера любви, уважения и классической музыки для воспитания ребенка играет ведущую роль в становлении его личности и психики в целом. Возможно современным родителям всё же следует обратить внимание на его пример, а возможно и последовать ему?
Судоходный ВУЗ и любовь к революции
Получив у домашнего очага базовые знания и моральные ценности, будущий писатель с 1893 по 1896 году обучался в Лебедянской прогимназии. А с 1896 года учился в гимназии Воронежа, окончив которую в 1902 году, сразу поступил на новое кораблестроительное отделение Петербургского Политехнического института. Конкурс на это отделение ВУЗа тогда был «бешеный» – 20 медалистов на одно место. Евгений благодаря своим знаниям и личным качествам поступил на новейший факультет. Откуда он в 1908 году выпустился талантливым морским инженером, ученым и преподавателем. И хотя он стал морским инженером с направлением работы «Корабли, корабельная архитектура, логарифмическая линейка, чертежи, постройки», Замятин работал аспирантом-преподавателем и автором специальных статей в журналах «Теплоход» и «Русское судоходство».
Заметим, что революция 1905 года не оставила Евгения Ивановича безучастным к судьбе своей страны. Как он сам писал в автобиографии, «Я был влюблён в Революцию». На тот момент являясь большевиком, он был арестован и несколько месяцев провел в одиночной камере питерской тюрьмы. Там он изучал стенографию, английский язык и писал стихи. После освобождения был выслан в Лебедянь под надзор полиции.
«В марте 1916 года Е.И. Замятина командировали в Англию «главным наблюдающим» за строительством ледоколов по заказу российского правительства. Здесь писатель работал одержимо, сочетая инженерные занятия с литературными: по ночам, дома, слушая взрывы бомб, сбрасываемых с немецких аэропланов, проверял чертежи «Ленина» и писал повесть об англичанах «Островитяне», отражая в ней английское «уездное», увиденное им. За камнем, бетоном, сталью, подземными дорогами, автомобилями, доками Замятину открылась «железная Лебедянь»: та же монотонность бытия», – говорит Наталья Вячеславовна.
После революции
Революция 1917 года не оставила Замятина безучастным, и в этот год он вернулся на Родину, так как не мог оставаться в стороне от этого события, к тому же он продолжал оставаться революционером. Однако, глядя на большевистскую политику во эпоху гражданской войны, он не удержался от критики и выпустил несколько произведений, поставивших его «на карандаш» Политбюро. Его отпустили, но запомнили.
«В литературу Замятин вошел сильно и уверенно – как ледокол, ломая перед собой лед. Редко кто сразу так хорошо начинает», – сказал о Замятине писатель и литературовед Виктор Шкловский.
В 1920 году Евгений Иванович завершил свой знаковый роман «Мы», положивший начало жанру «антиутопия». В произведении автор описывает общество жёсткого контроля над личностью и предлагает представления о будущем периода военного коммунизма. «Я писал для тех, кто умеет не только ходить, не только маршировать в ногу, но и летать», – написал сам Замятин. В Союзе по понятным причинам это произведение вышло только в конце 80-х годов. Зато были опубликованы другие произведения, которые сильно не понравились ГПУ, например, рассказ «Арапы». В результате в ноябре 1931 года Евгений Иванович покинул страну и спустя время остановился в Париже. Умер Замятин во Франции 10 марта 1937 года. Могила писателя находится в дальнем парижском предместье кладбища Тие.