Дети проводят в школе большую часть дня. Важно, чтобы они не просто получали качественные знания, но и чувствовали себя психологически защищёнными.
Таков был главный посыл межрегиональной научно-практической конференции «Психологические и социально-педагогические аспекты безопасности образовательной среды», которая прошла 17 мая в Институте развития образования (ИРО).
Центры для родителей
Проблема психологической безопасности в современном мире стоит очень остро. В повседневной жизни человек постоянно подвергается какому-либо воздействию, которое может быть как позитивным, так и негативным. Всё то же самое происходит и в образовательной среде.
«Вопросы безопасности личности касаются всех без исключения участников образовательного процесса в широком смысле этого слова, – сказала ректор ИРО, заслуженный учитель РФ Любовь Черных. – Именно поэтому мы пригласили на конференцию коллег не только из Липецкой области, но и из других регионов и даже стран».
География участников оказалась обширной: Воронеж, Хабаровск, Сургут, Санкт-Петербург, Краснодар, Тирасполь, Донецк и так далее. Учёные, педагоги, аспиранты, студенты, специалисты Центров, представители общественных организаций и силовых структур обсудили широкий круг проблем и задач, заслушали ряд докладов и познакомились с опытом своих коллег.
Замначальника управления образования и науки Ирина Гоголева рассказала о том, как в Липецкой области реализуется региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей» в составе нацпроекта «Образование».
«На базе образовательных организаций создаются консультационные центры для родителей. Профессионалы будут консультировать их в вопросах образования и воспитания, пропаганды позитивного и ответственного родительства, укрепления института семьи, – пояснила она. – Уже с 1 июня мы запустим проект через Центры «Мои документы», которые действуют в каждом муниципальном образовании. А с сентября этого года в регионе начнёт работать портал информационно-просветительской поддержки родителей, позволяющий оказывать психолого-педагогическую помощь в онлайн- и дистанционном режиме».
До 2024 года предполагается охватить проектом всех родителей.
Особые «кнопки»
Понятие безопасности достаточно широкое: это и безопасный отдых, и безопасное информационное пространство, и безопасное окружение. О том, как обеспечивают безопасность в школах, говорила старший помощник прокурора Липецкой области Светлана Каширина.
«Мы регулярно проверяем образовательные учреждения на пожарную, санитарную, информационную и криминогенную безопасность, – сообщила она. – Нарушения есть, но с каждым годом их становится меньше, а те, что выявляются, быстро устраняются».
Большое внимание уделяют профилактике подростковой преступности. В этой связи прокурор отметила необходимость развития института школьных психологов и социальных педагогов. Без этих специалистов сегодня не обойтись. Постоянно проводят мониторинг сети Интернет – вся запрещённая информация о наркотиках, суициде, экстремизме, насилии и прочем отслеживается и блокируется.
Тему информационной безопасности развил старший преподаватель ЕГУ им. И. А. Бунина, к. пед. н. Андрей Ларин.
«Интернет формирует ценности, задаёт нормы поведения, является для ребёнка той социо-культурной реальностью, где он общается и взаимодействует, – сказал он. – Но наряду с перечисленными благами он несёт в себе и большую опасность. В Сети мы часто сталкиваемся с представителями деструктивных, религиозных, политических, криминальных групп. Запретительных мер недостаточно, надо создавать положительный медиапродукт – это могут быть развивающие игры, мультфильмы, который вытеснит отрицательный контент».
С интересным докладам выступила завкафедрой психологии и педагогики ИРО, к. психол. н., председатель ЛРОО «Федерация психологов образования России» Оксана Драганова. Она рассказала о «кнопках безопасности» в образовательной среде, их как минимум пять – правовая, информационно-просветительская, диагностическая, проектировочная и профилактическая, и каждая несёт определённую функцию.
В ходе конференции состоялось награждение победителей конкурса психолого-педагогических программ, прошли мастер-классы. Содержание основных направлений нашло отражение в работе секций.
Мероприятие, по оценкам присутствующих, получилось очень интересным и информативным. Участники пришли к выводу, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребёнка, и получили выработанные методические рекомендации.