Всё в жизни развивается поэтапно. Вот и в развитии нашего региона с приходом врио губернатора Игоря Артамонова наступил новый этап, который совпал с празднованием 65-летия области. И хоть эта цифра достаточно весомая, в то же время для исторического образования это ещё очень молодой возраст.
Меняется область, меняется образование, а вслед за ним и школа. Уже сегодня, глядя на современные учебные заведения, мы не перестаём удивляться — разве такое возможно? Электронные учебники, интерактивные доски, любая информация на экране одним касанием… Ещё лет двадцать назад мы о таком не могли и мечтать.
Учёба в цифре
То, как меняется школа, можно проследить на примере одного из успешных образовательных учреждений области — школы № 70 г. Липецка.
«Современный мир уже давно цифровой, нас повсюду окружают информационные технологии, дети живут в электронном мире, а теперь цифровой становится и школа, — говорит директор Ольга Прокопенко. — Мы ставим цель — научить наших детей свободно и при этом безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Педагог выполняет роль куратора, проводника. Он направляет ребёнка в этом мире информации, подсказывает, где искать, и учит правильно использовать добытые знания».
Благодаря проекту «Цифровая школа» учителя могут более свободно распоряжаться своим временем, использовать его для повышения своей квалификации, а родители — контролировать процесс обучения в режиме реального времени, то есть онлайн.
Кроме того, у школьников появится возможность построения индивидуальных траекторий обучения, когда дети учатся не по единому расписанию, а выбирают в рамках своего профиля те дисциплины, которые им интересны. А какие-то предметы могут и вовсе изучать самостоятельно.
«Такой опыт построения индивидуальных траекторий у нас уже есть, — уточняет Ольга Радомировна. — Мы используем его в старших классах с профильным обучением, но планируем внедрять и в основной школе».
Безусловно, реализация такого проекта возможна при наличии хорошей материально-технической базы. Да, сегодня в каждом кабинете есть компьютеры с безлимитным выходом в интернет, стоят фильтры, которые не позволяют выходить на запрещённые сайты, но этого недостаточно. Чтобы перейти на новый цифровой уровень, в школах должно быть современное интерактивно-лабораторное оборудование.
«В перспективе мы рассчитываем заменить все бумажные учебники электронными, открыть ещё два компьютерных класса: один в старшей школе, другой — в начальной, и переоснастить существующие, — продолжает директор. — Всё это потребует серьёзных финансовых вливаний, без помощи со стороны бюджета не обойтись».
Опыт плюс молодость
Ещё одно направление, которое в современных школах активно развивают, — использование в учебном процессе, и особенно во внеурочной деятельности и дополнительном образовании, сетевых технологий, которые предоставляют другие образовательные организации.
«Мы можем пользоваться лекциями, практическими занятиями ведущих вузов страны, включая Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Это хорошее подспорье в работе со старшеклас-сниками, — говорит Ольга Радомировна. – А в работе с малышами применяем различные игровые технологии».
Сегодня в распоряжении педагогов целый набор новейших технических средств. И, конечно, ими нужно уметь грамотно пользоваться.
«Все учителя у нас подготовлены, они прошли переквалификацию и уверенно владеют цифровыми и сетевыми технологиями, — продолжает директор. — Кроме того, ежегодно к нам приходят молодые специалисты — выпускники Липецкого педагогического университета, которые обладают достаточным уровнем теоретических знаний. А практические навыки они приобретают в процессе работы. У нас хорошо развит институт наставничества: у каждого молодого специалиста есть свой наставник, который тщательно прорабатывает с ним образовательную программу, помогает готовиться к урокам, присутствует на занятиях».
Сейчас в школе порядка 30% молодых педагогов – это учителя начальной школы, математики, технологии, иностранных языков, информатики. Они амбициозны и энергичны, не боятся принимать вызовы времени и работать по-новому.
Быть успешным!
Цифровые и сетевые технологии — это, конечно, важно. Но современное общество требует от школы подготовки не просто выпускника, имеющего определённый запас знаний и свободно ориентирующегося в информационном пространстве, а многосторонне развитой личности, гражданина своей страны, способного самостоятельно и ответственно принимать решения.
«Мы делаем упор на социализации детей через допобразование и особенно через спорт, — говорит Ольга Прокопенко. — По инициативе учащихся, учителей и родителей был создан школьный клуб «Территория спорта». Там школьники занимаются футболом, волейболом, баскетболом, лёгкой атлетикой, гимнастикой, фитнес-аэробикой, самбо и карате. Кроме того, постоянно участвуют в соревнованиях, спортивных акциях и праздниках. Наши дети очень спортивные».
Ещё один важный элемент социализации — ученическое самоуправление. В школе действует Совет самоуправления. Это уникальная структура, которая помогает развивать в учащихся лидерские качества, учит их быть ответственными, добиваться поставленных целей, не пасовать перед трудностями.
Члены Совета работают в общественных организациях, участвуют в Российском движении школьников. Есть у школы свои представители в городском Совете лидеров и в Молодёжном парламенте.
«В будущем мы планируем создать отряд юнармейцев, — делится Ольга Радомировна. — Допобразование позволяет детям раскрывать свои таланты, реализовывать мечты. Каждый ребёнок при желании может выбрать себе дело по душе, именно то, что поможет в выборе будущей профессии».
Говоря о планах, директор также выразила надежду, что в перспективе в их образовательный комплекс войдут два расположенных рядом детских сада, что позволит охватить весь микрорайон единым образовательным процессом.
«Все усилия школа направляет на то, чтобы дети выросли полноценными гражданами нашей страны, активными членам общества, избирателями и могли сделать правильный выбор, который бы обеспечил нам достойное будущее».