В новом учебном году в липецких школах недосчитались почти 100 учителей. Несмотря на обещанные гарантии и выплаты, в образовательные учреждения стремятся далеко не все выпускники вузов.
Ставка на ставку
Нехватка преподавателей в школах ощущается практически во всех направлениях, констатировала зампредседателя департамента образования Елена Яковлева на комиссии по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи.
«Во всех школах, без исключения, существует кадровый дефицит. Сегодня образовательные учреждения испытывают потребности в учителях математики, физики, русского языка и литературы, иностранных языков, начальных классов. Не хватает 97 человек», – признала чиновница.
Причина тому – особенности самой профессии, утверждает депутат горсовета, директор гимназии № 1 Светлана Тюнина.
«Труд учителя очень энергозатратный. Не все молодые люди, поступающие в педуниверситет, видят себя в будущем работающими в школе. И это тоже надо признавать. Зачастую те, кто приходят в школу, просто не выдерживают эмоциональной нагрузки, высокий уровень требований, в том числе от родителей», – подчеркнула парламентарий.
При этом предпринимаются активные попытки привлечь педагогов в школы. Например, с 1 сентября дополнительным соглашением с департаментом образования и профсоюзной организацией для молодых учителей в городе установили ежемесячную стимулирующую надбавку в размере 50% от оклада, а педагогам-наставникам и педагогам-методистам – компенсацию в пять тысяч рублей. Кроме того, основной отпуск в размере 56 дней получат советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, а ежегодный основной оплачиваемый отпуск по болезни члена семьи продлят.
«Мы предпринимаем различные шаги, чтобы улучшить ситуацию, – подчеркнула Елена Яковлева. – Сейчас даже третьекурсникам разрешают вести отдельные часы. Стараемся привлекать молодых специалистов. Увеличиваем выплаты, разрабатываем какие-то нефинансовые меры».
Учить бы рады…
Надо отметить, что по уровню зарплат учителям Липецкий регион – в лидерах Черноземья. Согласно данным Росстата, наши педагоги зарабатывают в среднем аж 55 124 рубля. К этому показателю приблизились только в Курской и Воронежской областях (53 606 и 52 243 рубля), а вот в Орловском, Белгородском и Тамбовском регионах показатель ниже – 51 305, 49 692 и 46 497 рубля соответственно.
Впрочем, в соцсетях пользователи сообщают о совершенно другой картине, заявляя, что учителя не пойдут в школы до тех пор, пока работа не будет «вбелую».
«Стимулирующие можно и не платить, а был бы оклад, люди бы потянулись»; «Без всех этих надбавок оклад получается 12 тысяч. А пенсия потом будет такой, что по миру пойдёшь»; «В Хлевном предлагали работать за оклад в 13 500 плюс «надбавки» за классное руководство. На это после пяти лет бакалавриата и двух лет магистратуры без слёз и смеха не отреагировать. Мечта, а не работа!» – такие рассуждения можно увидеть в интернете.
Схожую точку зрения высказал и депутат горсовета Андрей Захаров.
«По России полностью укомплектованы школы только в Москве. Всё потому, что там предлагают хорошую оплату. И нам тоже необходимо поднимать зарплаты до такого уровня, чтобы на вакантные должности выстраивались очереди. А сейчас мы имеем большое количество доплат, но далеко не все педагоги могут потратить своё личное время и получить все те квалификации или взять классное руководство, чтобы увеличить свой доход. Окладная же часть оставляет желать лучшего», – резюмировал парламентарий.
Кстати
Учителя остаются одними из самых «преданных» работников: по данным сервиса по поиску высокооплачиваемой работы, преподаватели в среднем задерживаются на одном месте на 6,1 года.