Примерное время чтения: 6 минут
130

Инструкции от экспертов. Как липчанам получить цифровой полис ОМС?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Липецк 23/03/2022
Переход на цифровой полис упростит получение медицинских услуг.
Переход на цифровой полис упростит получение медицинских услуг. Липецкий филиал ООО «Капитал МС»

Начиная с 1 июля 2022 года граждане России получат возможность получить цифровой полис ОМС в виде штрихкода вместо привычных бумажных или пластиковых документов. По сути, это – уникальный цифровой код, запись из единого реестра застрахованных лиц федерального фонда ОМС.

Зачем нужен цифровой полис ОМС?

Мы привыкли, что полис ОМС выдавался на бумажном бланке или в пластиковом виде. И для того чтобы получить бесплатную медицинскую помощь, его необходимо было предъявить в любой поликлинике или больнице. С получением цифрового полиса ОМС больше не понадобится при себе иметь этот документ на физическом носителе. У каждой медицинской организации будет доступ к единой электронной базе данных. Поэтому потребуется только документ, удостоверяющий личность (паспорт), или свидетельство о рождении для детей младше 14 лет.

Вместо паспорта можно будет предъявить и штрихкод цифрового полиса, который можно хранить в личном кабинете на портале «Госуслуги», в смартфоне и на любом другом электронном устройстве. И если пациент забыл паспорт, то достаточно будет показать штрихкод для получения медпомощи. Фактически право на медицинскую помощь перестанет зависеть от наличия физического документа, так как запись о застрахованном сохраняется в едином регистре, даже если сам документ утерян.

Как получить цифровой полис и кто имеет на него право?

 Если вы на текущий момент застрахованы по ОМС и у вас есть бумажный или пластиковый полис (или был, но утерян), то в единой базе данных уже есть информация, необходимая для формирования цифрового полиса. Идти куда-то и что-то делать дополнительно не нужно. С 1 июля 2022 г. информацию о каждом застрахованном медработник сможет найти по паспорту. Право предъявить бумажный или пластиковый полис у граждан также остаётся. Тем же, кто будет получать полис ОМС впервые после 1 июля 2022 года, необходимо обратиться на портал госуслуг и подать заявление, воспользовавшись опцией «Включение в единый регистр застрахованных лиц». 

Для этого необходимо:

  • иметь подтверждённую запись на этом ресурсе;
  • заполнить предложенную форму;
  • отправить заполненное заявление на рассмотрение.

Планируется, что штрихкод сформированного цифрового полиса ОМС будет доступен обратившемуся в день подачи заявления.

К категориям граждан, которым придётся совершить эти действия, будут относиться:

уволившиеся в запас военнослужащие и лица, приравненные к ним по порядку оказания медицинской помощи, не имевшие до этого полиса;

 определённые категории иностранных граждан, находящихся на территории РФ и имеющих право на ОМС;

новорождённые и некоторые другие.

«Для новорождённых с 1 июля 2022 года даже не нужно будет подавать заявление о получении цифрового полиса – запись о присвоении номера ОМС будет вноситься в регистр по факту рождения. Для всех граждан, имеющих право на ОМС и впервые получающих полис, автоматическое формирование цифрового полиса ОМС без заявления будет доступно с 1 января 2024 года», – отмечает заместитель генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Елена Третьякова.

Все лица, застрахованные по ОМС, имеющие на руках бумажные и пластиковые полисы, имеют право на получение штрихкода цифрового полиса через портал госуслуг. Но спешить с этим не стоит. Ведь использование штрихкода будет зависеть от наличия считывающих устройств в медицинских организациях для проверки его подлинности.

Обязательно ли получать штрихкод цифрового полиса?

 Тем, кто пока не готов полностью перейти «на цифру», можно пользоваться старыми полисами на бумажном или пластиковом носителе. Застрахованные, впервые получающие полис после 1 июля, также могут рассчитывать на его традиционную версию.

После внесения их данных в единый регистр и получения штрихкода цифрового полиса они могут дополнительно оформить бумажный вариант, обратившись в страховую медицинскую организацию. Потерявшим старый полис, но желающим его восстановить там тоже помогут. Иметь привычный документ будет нелишним в первые годы работы новой цифровой системы, когда возможны сбои и неточности.

 Когда медицинские организации будут готовы к работе в новых условиях?

Ответ на этот вопрос во многом зависит от реализации Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)», который завершается в 2024 г.

Надёжность в работе нового порядка напрямую будет зависеть от многих факторов:

  • наличия в медицинской организации стабильного интернета и необходимого оборудования, считывающих устройств для штрихкодов;
  • бесперебойного доступа к единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, через которую будет осуществляться доступ к электронной базе полисов ОМС, надёжности этой системы.

Но даже при чётко организованной работе никто не сможет исключить ситуацию, когда интернет может временно не работать из-за технических проблем с оборудованием (поломка, выход из строя после перепада напряжения в электрической сети и др.) или технических неполадок у провайдера (обрыв линии связи, перегруженность канала и др.). Такие ситуации сейчас случаются нередко, особенно в отдалённых населённых пунктах. И если в это время вам пришлось обратиться за оказанием медицинской помощи, то быстро идентифицировать вас и понять, что у вас есть действующий полис ОМС, поможет медработнику только полис на материальном носителе – бумажный или пластиковый. В таких ситуациях он самый надёжный.

 Зачем и как можно будет сменить страховую компанию?

Если застрахованный гражданин не удовлетворён качеством работы своей страховой медицинской организации, он имеет право на её замену. Как отмечает Надежда Гришина, член Совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков, основная задача страховых представителей по ОМС – обеспечить права застрахованных по ОМС граждан для бесплатного получения доступной и качественной медицинской помощи по программе государственных гарантий. Специалисты страховых медицинских организаций, прошедшие специальное обучение (в том числе и имеющие медицинское образование), призваны помогать пациентам на всех этапах оказания медицинской помощи, а также оказывать при необходимости и правовую поддержку.

«Вместе с полисом ОМС пациент получает бесплатного защитника своих прав. Страховые медицинские организации разбираются с каждым случаем нарушения прав пациентов в медорганизациях. 98% обращений в колл-центры заканчиваются быстрым решением проблемы», – говорит заместитель генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Елена Третьякова. И если у пациента есть подозрения, что его права нарушены, то звонок в СМО поможет решить проблему. Пациента не только проконсультируют, но и при необходимости помогут решить вопрос о госпитализации, приёме у врача-специалиста и т. п.».

При подаче заявления на получение цифрового полиса ОМС можно будет выбрать страховую компанию. Заявление о выборе страховой медицинской организации нужно будет написать одновременно с заявлением о включении в единый регистр застрахованных лиц. Если гражданин не оформил письменное заявление о выборе СМО, то страховщика для него будет выбирать территориальный фонд ОМС, руководствуясь своими критериями. Но у гражданина по-прежнему останется право сменить страховую компанию один раз в год.

Телефон контакт-центра  ООО «Капитал МС» 8 (4742) 22-40-40.

Языком цифр

Во Всероссийском союзе страховщиков отмечают рост жалоб россиян в страховые медицинские организации на доступность и качество медицинской помощи по программе ОМС: только в октябре 2021 года число жалоб по территориальным программам ОМС с учётом обращений по лечению коронавирусной инфекции COVID-19 составило 140 200, без учёта COVID-19 — 113 900.

Реклама

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах