Из Липецка до Сахалина. Писатели проехали через всю Россию на «семерке»

Александр Пономарёв / Из личного архива

Липчане Александр Пономарёв и Андрей Новиков вернулись из своего необычного путешествия по всей России. За полтора месяца они посетили главные литературные местра страны - от центральной России до Сахалина - встречались с местными писателями, искали памятники Пушкину и заезжали в Китай, чтобы отметить Первомай. О том, чем удивила их родная страна, путешественники рассказали «АиФ-Черноземье».

На отечественной резине

Автопробег «Липецка-Сахалин», который стартовал 4 апреля, назвали «Великая Россия».

«Никакого пафоса, просто хотели показать, что наша страна велика не только территорией, но ещё и литературными, культурными, историческими традициями, а главное – людьми», - объясняет Александр Пономарёв.

Для полного антуража, чтобы погрузиться в российскую действительность, писатели даже автомобиль выбрали не какой-нибудь, а классику отечественного автопрома – «Жигули» седьмой модели.

«Она надёжная, неприхотливая, хотя на всякий случай мы взяли с собой два запасных колеса, - говорит Александр Пономарёв. – Но они не понадобилось. Машина ни разу нас не подвела. Хотя был один момент - по дороге между Сковардино и Благовещенском мы улетели в кювет. Я думал, на этом наше путешествие закончится. Но нет, мы доехали до Сахалина и вернулись обратно без единой поломки».

Изначально немногие верили в успех этой затеи.

«Когда мы приехали в Улан-Удэ, наши бурятские коллеги нас радостно встретили, но были в шоке от того, что мы смогли проделать такой путь на «семёрке», - смеётся Александр Пономарёв. – Они рассказали, что за несколько дней до этого связались с одним липецким журналистом – тот подтвердил, что мы выехали, и уверенно добавил, не волнуйтесь, мол, до вас они по-любому не доедут».

Действительно, шутка ли – 19 тысяч километров на «Жигулях» - почти половина земного шара! Лишь один раз путешественникам пришлось поменять транспорт. На подъезде к порту Ванино (Хабаровский край) заштормило Охотское море, и паромную переправу на несколько дней закрыли. Путешественникам ничего не оставалось, как пересесть на самолёт и на нём лететь до Сахалина.

Фото: Из личного архива/ Александр Пономарёв

Смешные лев-толстовцы

Путешественники посетили 15 городов – побывали на родине Лермонтова в Тарханах, в «городе суровых мужиков» Челябинске, в столице Еврейской автономной области Биробиджане и даже в самой восточной точке страны - Южно-Сахалинске. Везде они посещали интересные места, встречались с местными писателями, поэтами, драматургами и простыми читателями. Сотни тысяч людей следили за их перемещениями в интернете – путешественники делали ролики и выкладывали их на страницах в соцсетях.

«Мы даже подумать не могли, что к нашему автопробегу будет приковано столько внимания, - признаётся Александр Пономарёв. – Нас встречали чуть ли не как героев. Многие интересовались литературной историей нашего края. Какие-то вещи их сильно удивляли. Например, не все знали, что рядом с Липецком находится Коренёвщино – поместье Марии Ганнибал, бабушки Пушкина, что в нашем регионе есть село Кропотово – имение отца Лермонтова и посёлок Лев-Толстой, где провёл последние дни своей жизни великий русский писатель. Новосибирцы так смеялись, когда узнали, что местных жителей называют лев-толстовцы».

В свою очередь путешественники познакомились с литературной и культурной жизнью других регионов.

«Оказалось, в России столько удивительных мест. В Чите, например, сохранилась часовня, где венчались декабрист Анненков с Полиной Гебль, помните, «Звезда пленительного счастья»? – рассказывает путешественник. - Челябинск, несмотря на стереотипы, оказался невероятно культурным городом – там семь театров и есть свой Арбат. Биробиджан для меня вообще стал открытием. Я-то думал, что в девяностые все евреи уехали в Израиль, а оказалось, что нет. Многие, наоборот, вернулись. Там даже улицы на двух языках – русском и идише».

О дорогах и взятках

В поездке писатели развенчали множество мифов о России. В частности, о том, что у нас плохие дороги.

«Это абсолютная ложь, - утверждает Александр Пономарёв. – Нам все говорили, что за Уралом дорог нет. А мы приехали туда, и оказалось, что там отличные дороги. Так же было везде».

Не согласны путешественники и с тем, что в России некрасивые города. А тем, кто в этом сомневается, советует посетить те же Челябинск, Благовещенск, Улан-Удэ, Новосибирск, Хабаровск, Самару и убедиться в обратном.

«Ещё мне не давали покоя слова актёра Алексея Серебрякова о том, что стоит выехать за МКАД, как начинается хамство и мздоимство, «человеческий материал», как он выразился, у нас очень плохой. Конечно, у меня нет права осуждать его за глаза. Но, если я его встречу, то обязательно выскажу своё мнение: люди у нас потрясающие, добросердечные, радушные. Везде нас встречали очень хорошо - приглашали в гости, угощали, дарили подарки. В Красноярске, например, мы познакомились со знаменитым писателем и поэтом Михаилом Тарковским. Он лично провёл для нас экскурсию по городу и подарил свою книгу».

Не увидели путешественники и мздоимства. Хотя в каждом из регионов их машину останавливали сотрудники ГАИ.

«Я специально ехал не пристёгнутый, чтобы проинспектировать нашу полицию, - объясняет Александр Пономарёв, который еще и возглавляет Общественный совет при УМВД России по Липецкой области. - Так вот денег у нас никто не вымогал. Делали замечания и отпускали. А некоторые гаишники наверное думали, что мы батюшки, так как на заднем сидении у нас стояла икона и мы оба бородатые, и, не останавливая, показывали жестом – проезжайте».

Фото: Из личного архива/ Александр Пономарёв

В Хэйхэ к Пушкину

Конечной точкой путешествия для писателей стал остров Сахалин. Туда они добрались 9 мая.

«Так победно закончился наш автопробег, - улыбается Александр Пономарёв. – Вообще повсюду в поездке нас сопровождали символы. Например, нам часто попадались кафе названные именами классиков - Омара Хайяма, Сергея Есенина и других. Совершенно случайно мы оказывались на каких-то литературных фестивалях, творческих встречах».

Во всех городах писатели снимали видеоролики и делали это всегда у памятника Пушкину. Но оказалось, что в Благовещенске такого нет. Тогда же путешественники решили отступить от маршрута и побывать в Китае. И там обнаружили памятник поэту – прямо на центральной улице города Хэйхэ. А заодно встретили Первомай в «стране победившего социализма». Не нашлось место Пушкину и в Кургане. Но председатель местного отделения Союза писателей пообещал это исправить и объявить сбор средств на памятник Александру Сергеевичу.

Символично и то, что сам автопробег путешественники приурочили к 10-летию литературного журнала «Петровский мост».

«Мы тоже хотим проложить мост - между писательскими организациями, восстановить связи, которые были утеряны ещё в девяностые», - говорит Александр Пономарёв.

За время путешествия липчане потратили почти 750 тысяч рублей – свои личные средства и деньги спонсоров. Дороже всего обошлось проживание и питание, хотя, говорят писатели, они старались не шиковать – жили в скромных гостиницах, мотелях, питались в местных кафе и закусочных. Но всё равно о потраченных средствах не жалеют.

«Мы приобрели в этой поездке гораздо большее, - подытоживает Александр Пономарёв, - открыли для себя интереснейшие места и невероятное количество хороших писателей, поэтов, драматургов, о которых скоро, надеюсь, узнает вся страна. А ведь для этого нужна была самая малость – просто до них доехать».

Кстати, сейчас готовится документальный фильм об автопробеге «Великая Россия». А его герои уже подумывают о том, чтобы в следующем году повторить путешествие, но доехать уже до Мурманска.

Также вам может быть интересно