На металлолом?
15 августа на улице Циолковского с рельсов сошёл трамвай. Это уже третий случай за год. Первый произошёл в январе в районе Октябрьского рынка, второй — в июне на кольце Трубного. Это не просто тревожный звонок, а целый колокольный набат.
Обсудить будущее рельсового транспорта в городском совете собрались чиновники и депутаты. За разговором вспомнили, что два года назад липецкий трамвай отметил 70-летний юбилей. Правда, кто-то иронично заметил, что, скорее, это были поминки. Ведь сегодняшнее состояние трамвайного хозяйства, мягко говоря, удручает. По словам и.о. председателя транспорта мэрии Евгения Чекрыжова, трамвайные пути в Липецке изношены примерно на 70%, в срочном ремонте нуждается 29,5 км пути.
Ещё недавно средний возраст трамваев составлял 30 лет. Для транспорта — цифра критическая. Несколько омолодить состав удалось с помощью 12 подаренных московских трамваев, возраст которых чуть больше 15 лет. Хотя подарок москвичей оценили не все. Многие, в том числе и некоторые водители, считают, что в Липецк привезли откровенный металлолом. По иронии судьбы, именно новый трамвай недавно сошёл с рельсов. По-хорошему, все вагоны надо обновлять, старое полотно ремонтировать и строить новые трамвайные пути. Евгений Чекрыжов уточнил, что на полную реконструкцию трамвайной сети с заменой подвижного состава нужно порядка 3-4 млрд руб., а строительство новых линий обойдётся уже в 15-17 млрд руб., и посетовал, что таких денег в бюджете нет.
Кто спасёт?
В мэрии надеются, что липецкие трамваи спасут концессионеры. Правда, пока желающих вкладываться в это дело нет.
«Надо реально смотреть на вещи, вряд ли мы найдём инвестора, — сказал спикер горсовета Игорь Тиньков. — Возможно, есть смысл разработать отдельную муниципальную программу развития электротранспорта, ежегодно закладывать на неё деньги в бюджете. И постепенно на протяжении 5-10 лет самостоятельно развивать трамвайную сеть. Если мы будем ждать манны небесной, то трамваи потеряем».
Такая судьба, к слову, уже постигла липецкие троллейбусы. Но там хотя бы была альтернатива в виде автобусов. Здесь же до некоторых районов, кроме как на трамвае, ни на каком другом виде общественного транспорта не добраться — например, до Стана 2000 или доменной печи № 6. В конце концов, трамваи экологичны и им не страшны пробки.
«С каждым годом количество автомобилей в городе увеличивается, на дорогах постоянно образуются заторы, а трамвай движется по выделенной полосе — в этом его преимущество, — говорит липчанин Алексей Домашнев, всю жизнь проработавший в транспортной отрасли. — Мы не можем построить метро, как в Москве. Но должна быть какая-то альтернатива личным авто и автобусам. Иначе мы задохнёмся в пробках».
Последствия уничтожения трамвая до сих пор пожинает Воронеж. Неужели опыт соседей ничему не научил?