Визитная карточка — всё?
История орловских теплоходов началась в 1970 году. Именно тогда город приобрёл в Московском речном пароходстве первый речной трамвайчик. В течение 11 лет в Орле появились ещё три теплохода. Изначально планировалось, что они будут общественным транспортом для пассажиров. Собственно, из-за этого они и оказались в ведении Трамвайно-троллейбусного предприятия (МУП ТТП). В 1990-х судна перестали выполнять функции общественного транспорта, зато стали использоваться для прогулок и экскурсий.
Четыре теплохода называли визитной карточкой Орла. Навигацию по Оке осуществляли профессиональные капитаны. В основном — моряки дальнего плавания, которые всю жизнь отдали работе. Откровенно говоря, поколение, выросшее в те годы, воспринимало теплоходы, как нечто естественное. Однако время шло, а речной парк потихонечку ветшал. «Трамвайчики» медленно, но верно переставали казаться прекрасными кораблями.
На новые правила денег нет
В 2013 году ситуация стала критической. После крушения судна «Булгария» требования к состоянию речных трамвайчиков стали более жёсткими. По новым правилам, специалисты должны осмотреть корпус и дно каждого судна. А для этого необходимо специальное устройство — слип. Как водится, и здесь ситуация упёрлась во множество нюансов. Денег не было даже на проект, не говоря уже о самом «подъёмнике». Нужная сумма варьировалась от 7,5 до 10 млн руб.Однако средства на сам проект удалось найти. Потратили 1 млн руб., только вот дальше дело не пошло.
Город денег на строительство устройства выделить не смог или не захотел, а в ТТП заявили, что профиль предприятия — электротранспорт, который, к слову, тоже переживает не лучшие времена. В итоге орловцам и гостям областной столицы пришлось на три года забыть о прогулочных теплоходах. 1 августа 2016 года ТТП удалось запустить самый маленький «трамвайчик» — «Заря». Тогда, в преддверии 450-летнего юбилея Орла, горожане радостно восприняли эту новость, а у многих появилась надежда, что теплоходы всё же вновь начнут бороздить воды Оки. Но, увы...
«Я этим заниматься не буду!»
В конце прошлого месяца, когда Андрей Усиков проводил своё последнее рабочее совещание в должности сити-менеджера, он высказался о необходимости запустить в этом году хотя бы один речной трамвайчик. Директор ТТП Александр Коровин отреагировал на однозначно, заявив, что заниматься этим не будет. Также он отметил, что предприятию должны вернуть 1 млн руб., и высказал мнение о необходимости передать «трамвайчики» в ведение городского УКХ.
Вопрос вновь поднялся на июньской сессии горсовета. Один из народных избранников заявил, что по Оке уже курсирует частник. Отметим, что он гораздо меньше своих предшественников.
Коровин в очередной раз предложил властям забрать прогулочные теплоходы с баланса ТТП. По сути, это более чем логично, ведь обслуживать простаивающие судна влетает предприятию в копеечку. Судя по всему, нынешние городские чиновники предпочитают закрыть на эту проблему глаза. В самом ТТП нам пояснили, что МУП находится в сложном финансовом положении и долженно выплатить 31 млн долга энергетикам.
«Мы все ждали, что проснётся какая-то нужда в теплоходиках, и содержали их. Все наши активы — это собственность города», — отметили на предприятии.
Очевидно, что в приоритете у ТТП движение трамваев и троллейбусов. Особенно это актуально, если принять во внимание, что городское автобусное предприятие (МУП ПАТП-1) не выдержало натиска, и теперь все муниципальные маршруты передадут частникам.
Наверное, зная о положении городского транспорта, глупо сожалеть о когда-то бороздивших просторы Оки речных трамвайчиках. Только вот что будет с теми людьми, которые всю жизнь отдали орловской речной навигации? Известно, что сейчас обслуживанием простаивающих теплоходов занимаются около пяти человек. Все остальные были вынуждены оставить любимую работу.
Судя по всему, в ТТП в качестве единственного выхода видят — отдать теплоходы городу. В самой горадминистрации на официальный запрос «АиФ-Орёл» ответили, что муниципалитет считает целесообразным сохранение участка теплоходов.
«Возобновление работы прогулочных теплоходов возможно в случае появления дополнительных источников финансирования у МУП ТТП или в бюджете города Орла», — гласит текст ответа.
Также из документа следует, что только за 5 месяцев этого года предприятие заплатило за простаивающие «трамвайчики» 1,2 млн руб. В 2016-м сумма составила 4 млн руб. В случае, если судна будет содержать администрация, из казны придётся выделить 1,13 млн руб. Почему власти не хотят забрать у ТТП непрофильный актив — вопрос интересный. На предприятии заверяют, что обладают правом только пользоваться речными трамвайчиками, а собственником является город.
«Какое-либо решение о продаже должны принимать депутаты горсовета. 1,5 года назад к нам приезжали из Москвы и хотели приобрести судна. Мы их не продали», — рассказал пресс-секретарь ТТП Леонид Агибалов.
Также он дал понять, что предприятие не намерено этого делать в будущем. По его мнению, речные трамвайчики должна забрать администрация, после чего городские чиновники будут решать, что с ними делать.
В этом году исполняется 47 лет с тех пор, как теплоходы появились на Орловщине. Несмотря на то, что город уже лишился своей визитной карточки, невольно приходится задумываться, чем закончится эта история. Что будет с «трамвайчиками»? Будут ли они когда-нибудь вновь бороздить Оку уже в частных руках, или новое руководство Орла сможет удержать их в собственности муниципалитета? А возможно, «визитной карточке» областного центра останется только ржаветь и ждать, когда спишут за ненадобностью.