Цифровые технологии становятся объективной реальностью, и их внедрение – процесс неизбежный. От того, насколько гибкими и качественными будут технологические и управленческие решения, зависит, по большому счёту, будущее курских муниципальных районов.
«АтомЭнергоСбыт», будучи гарантирующим поставщиком электроэнергии в регионе, стремится сделать свою работу и взаимоотношения с потребителями максимально открытыми и соответствующими современным требованиям. Примером такого сотрудничества является Льговский район, где отношения строят не просто по схеме «плательщик – поставщик», а, что называется, «по максимуму», с использованием всех возможностей и предложений компании.
Клиентоориентированный подход
«На протяжении пяти лет район работает с гарантирующим поставщиком – «АтомЭнергоСбытом», – говорит глава Льговского района Сергей Коростелёв. – Поставщик надёжный, работает с бюджетными организациями. Компания оказывает дополнительные услуги по энергоаудиту, измерению оборудования, по энергосберегающим технологиям, по эффективному освещению, по снижению затрат за потреблённую электроэнергию. Например, нами был проведён совместный аудит всех школ района. Да, мы потребляем электроэнергию, но мы хотим делать это более экономично, и очень хорошо, что поставщик даёт нам такие возможности. Тем более я убеждён, что именно бюджетные организации должны и могут быть лидерами в цифровизации и освоении новых технологий».
Предложений в этой связи немало. В их числе – оптимизация энергопотребления за счёт применения энергосберегающих технологий. Оптимизировать расходы на уличное освещение в сёлах может не только использование энергосберегающих ламп, но и установки датчиков движения.
«Наша задача – доставить до потребителей электроэнергию с должным качеством, – комментирует заместитель директора ОП «КурскАтомЭнергоСбыт» Владимир Петров. – Для этого в электротехнической лаборатории нашего обособленного подразделения имеется парк приборов для контроля показателей качества электроэнергии в соответствии с действующим стандартом. Попутно используя эти же приборы, мы можем оценить экономическую эффективность ценовой категории, применяемой потребителем для расчётов за электроэнергию. После снятия графика потребления в рабочие и выходные дни составляется модель потребления в течение месяца и проводится анализ, сколько потратил бы абонент денежных средств, если бы применял другую ценовую категорию. Для многих потребителей это было бы интересно. Большая часть сейчас рассчитывается по первой ценовой категории, то есть по одной ставке за потреблённую электроэнергию. Но ведь потребители разные, есть те, кто имеет ровный график нагрузки – такие, как, например, котельные. Есть уличное освещение, с ночным графиком нагрузки. Реальные пути экономии есть, причём без вложений больших денег».
Оптимизируя расходы
Ещё одна услуга – это тепловизионное обследование. Проводя исследования электроустановок в период максимальных нагрузок по учреждениям, можно предотвратить повышенное потребление электроэнергии из-за нагрева в местах плохого контакта, а что ещё более важно – избежать возгорания и других неприятностей, связанных с электропроводкой. Кроме того, можно мониторить любые регламентные работы. Например, могут быть проблемы, теплопотери даже с новыми пластиковыми окнами. Проведя исследования с помощью специального прибора – тепловизора, возможно увидеть, где теряется тепло, оценить качество ремонта в бюджетных учреждениях. Ну и опять же, оценивая необходимость ремонта, можно посмотреть, а надо ли его делать. Иногда деревянные окна не хуже пластиковых. Всё это может существенно оптимизировать расходы.
«АтомЭнергоСбыт» ратует за использование современных технологий в коммунальной сфере. К примеру, для муниципальных образований была бы интересна система контроля освещённости улиц, позволяющая дистанционно менять уровень освещённости, а следовательно, и объём потребления. Это экономия. Для безопасности зданий уже давно существуют датчики контроля открытия-закрытия окон и дверей, задымления и протечек воды с дистанционной передачей контрольного сигнала.
«Нам такие предложения очень интересны, – говорит заместитель главы г. Льгова Юрий Гапеев. – Что-то из услышанного уже имеет все шансы на то, чтобы стать совместным проектом. При наличии соответствующих сервисов можно обеспечить и контроль, и учёт потребляемых ресурсов, и мы серьёзно поработаем с нашими управляющими компаниями в этом плане».
Что такое «Умный дом»?
Не менее интересным предложением для муниципалитетов и сельских районов является «Умный дом» – проект, который придуман и внедрён фактически с нуля в одном из многоквартирных домов и стал пилотным в регионе.
«Суть проекта заключалась в том, что мы взяли один многоквартирный пятиэтажный дом, он находится в посёлке им. Маршала Жукова, и установили там элементы «умного дома» для того, чтобы получить опыт и оценить, к чему это может привести, – рассказывает Владимир Петров. – Дом небольшой, 15 квартир. Что мы сделали? Первое – это модернизировали освещение подъезда. Вместо штатных светильников поставили светодиодные с датчиками движения и освещённости, тем самым исключили ненужную работу светильников, которые ночью тратят лишнюю электроэнергию. Светильники делают в Курске, их цена доступна. Питание происходит от солнечных батарей, установленных на крыше, если батарея разряжается, питание автоматически переходит на штатное электроснабжение. Для удовлетворения запроса на безопасность придомовой территории поставили видеокамеры с записью на регистраторе, расположенном в том же доме. Жильцы дома имеют доступ к системе видеонаблюдения в онлайн-режиме с использованием «планшета» или смартфона из мобильного приложения, разработанного в компании годом ранее.
Теперь об учёте потребляемой электроэнергии – везде установлены приборы с радиопередачей данных, а на крыше этого дома установлена базовая станция, которая принимает сигналы от приборов учёта. Счётчики передают показания в режиме онлайн. Попытки незаконного воздействия на такие счётчики записываются в память прибора и видны оператору.
Ещё одна функция – это дистанционное отключение. Если есть неплательщик, ему на телефон отправляется уведомление, ехать туда не нужно, всё отключается автоматически из кабинета оператора. Схема работы системы простая – каждый счётчик передаёт сигнал на базовую станцию, установленную на крыше дома, оттуда на сервер, дальше транслируется в личный кабинет в программный комплекс «АтомЭнергоСбыта», где производятся начисления за электроэнергию. Радиус действия базовой станции – до 10 км. Если эту систему внедрять, например, во Льгове, то достаточно несколько базовых станций, чтобы охватить весь город. Личный кабинет пользователя многофункционален и позволяет увидеть расход электроэнергии по часам, по дням, по месяцам. Есть возможность оценить, что нужно сделать для оптимизации потребления. Жителям области личный кабинет и мобильное приложение предоставляют возможность передачи показаний, оплаты за электроэнергию, направления обращений и другие функции.
«Умный дом» совершенствуется, дооснащается и становится, как говорят в компании, «ещё более умным». Для сельских районов со сложной инфраструктурой подобные решения могут стать большим шагом и в направлении цифровизации, и в направлении оптимизации расходов.
Конечно же, пока задача воспринимается как почти фантастическая, но ведь ещё год назад не было и пилотного проекта, сейчас уже есть и работает в отдельно взятом доме. А через несколько лет, уверен, будет фактом само собой разумеющимся, обычной повседневной реальностью. И выиграют от этого те, кто были первыми.