aif.ru counter
02.05.2012 11:57
Елена ДЕРЕВЯНКИНА
55

Народный учитель РФ о современном образовании

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ Черноземье 02/05/2012
Фото: АИФ

Эта женщина добивается всего ради детей. Знакомьтесь, Альбина ЗОЛОТАРЁВА, народный учитель РФ, почётный гражданин Воронежа, директор центра дополнительного образования «Реальная школа».

Да идите вы… к репетитору!

- Как Вы относитесь к новым стандартам в системе образования: проектная деятельность, обязательные и факультативные занятия?

- Я боюсь, что с новыми образовательными стандартами мы никаких знаний не получим. Я 53 года работаю в образовании и считаю, что ребёнок должен из школы выходить уже что-то знающим, подготовленным к труду. Учитель должен дать знания гораздо шире, чем может рассказать учебник. Ребёнок способен освоить всё, что мы ему дадим, если это будет интересно. Учитель должен научить учиться, а не выучить урок. Это главная задача школы.

- В чём проблема современной школы?

- Я недавно разговаривала с шестиклассником и спрашивала, что ему нравится в школе. И он рассказал мне про урок географии, по которой у него четвёрка. «Я, говорит, 16-й по списку, как моя очередь подходит, так я тему учу, отвечаю, получаю 4 и больше не переживаю». А все остальные уроки он ничего не делает. Да, учитель что-то рассказывает, но у ребёнка в одно ухо влетело, в другое - вылетело, материал-то никто не закрепляет. Надо работать вместе с ним, а не над ним. Только тогда через совместную работу, через диалог получается хороший результат.

- Но если школьнику нужно глубже узнать предмет, он всегда может обратиться к репетитору.

- Учителя сами себя положили в жернова. Учитель должен в школе дать ребёнку такие знания, чтобы он смог поступить в вуз. А мы что делаем? Отправляем ребёнка к репетитору. В Чечне, например, если ребёнок идёт к репетитору, то завтра с его учителем в школе прощаются, потому что он не справился со своими обязанностями. С этим репетиторством мы и выбили знания из-под ног учеников, а некоторые учителя стали легкотрудниками.

Трудные родители

- Но все школьники стремятся поступить в вузы.

- Я за то, чтобы только 30% учащихся поступали в вузы, а остальные приобретали профессии, которые необходимы для жизни. Сколько сейчас выпускников вузов идут в продавцы и официантки? Никто не хочет работать на заводах. Если бы сейчас, как раньше, на базе завода была подготовка рабочих специальностей, то ситуация бы изменилась. У нас сегодня все идут в вузы: один хорошо учится, а другой курит на паперти. Деньги в зачётку положил и пошёл экзамен сдавать. Я всегда говорю: преступник берёт, а дурак даёт. Откуда возьмутся знания?

- Часто нынешнее поколение детей называют трудным. Это действительно так?

- Я никогда не поверю, что есть трудные дети. Есть трудные взрослые. Ребёнок хочет узнать, а взрослый бьёт его по рукам. Мы и общество должны работать вместе НА ребёнка. Ведь Россия начинается с тех, кого мы воспитываем. Если ребёнок хочет что-то посмотреть - разрешите ему, хочет сам завязать шнурки - дайте ему такую возможность! Когда малыш говорит «Я сам!» - он самоутверждается. А мы привыкли отвечать: «Не лезь, мы всё за тебя сделаем». Так и получается, что к 11 классу человек ничего не умеет.

Надо дать возможность развиваться. Часто те, кого называют трудными, становятся весьма успешными в дальнейшей жизни. Поэтому трудный значит интересный. Нужно только индивидуально работать с каждым.

Учение для всех

- Расскажите немного о себе. Как давно вы в профессии педагога?

- С 1957 года. Сначала окончила техническое училище, потом поступила в ВГУ и, так как я была стойкая, меня отправили старшей пионервожатой в суворовское училище. Мама у меня одна, а детей было четверо, и надо было зарабатывать деньги. Потом 20 лет я работала в Доме пионеров, десять из которых была его директором. А после пришла на станцию юных техников на ВАИ. Там была настоящая разруха - предыдущие директора думали только о себе, а не о детях. Конечно, мы начали всё перестраивать.

- На базе этой станции и возникла «Реальная школа». Что это такое?

- Это комплиментарное образование - мы даём школьнику специальность, ведём профессиональную подготовку по 15 направлениям. Мы сегодня забыли трудовое воспитание, а ведь ребёнку нужно дать в руки профессию. На уроках труда надо не трактаты записывать о том, как гвозди забивать, а учиться работать руками.

- «Реальная школа» практикует и инклюзивное образование?

- Да. Я убеждена, что детям, страдающим синдромом Дауна или аутизмом, нужно больше трудового воспитания. Мы должны их приспособить к жизни. Многие ребята приходят к нам - занимаются бисероплетением, развивая моторику рук, техникой макраме, художественной росписью, пропильной резьбой и даже компьютерными технологиями. Эти детишки очень ласковые, хорошие. Главное, не врать им - они сразу это чувствуют - а дать возможность утвердиться в жизни. Если с детского сада дети-инвалиды занимаются вместе с обычными детьми, то они привыкают друг другу, адаптируются. В таком случае никто не считает, что одни дети отличаются от других.  

Досье

Альбина Золотарёва окончила исторический факультет ВГУ, кандидат педагогических наук. Заслуженный учитель школы РФ, лауреат премии «Золотой фонд Воронежской Области», профессор кафедры воспитательных технологий ВОИПКиПРО, член Общественной палаты города и области. Один из авторов концепции дополнительного образования в современных условиях. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество