Знакомьтесь, Роман Минаков, учитель географии средней школы №2 в Боброве. Роман Николаевич – нетипичный педагог: в 27 лет он уже имеет высшую категорию – чего учителя обычно добиваются долгими годами и особыми заслугами.
Есть контакт!
АиФ: – Молодёжь сегодня редко, даже после окончания профильного вуза, идёт в учителя. Как вы думаете, с чем это связано? И почему вы сами выбрали эту профессию?
Р.М.: – Мой классный руководитель в школе был учителем от Бога, он преподавал географию. Именно это повлияло на моё решение идти в педуниверситет. Я думаю, если ты проучился в таком вузе пять лет, прошёл практику, то глупо сворачивать с пути и выбирать что-то другое. Хотя, конечно, такие люди есть: кого-то смущает зарплата, кто-то боится детей, кто-то изначально пришёл только для того, чтобы получить хоть какой-то диплом.
АиФ: – Какие они – современные дети? Как найти с ними общий язык?
Р.М.: – Современные дети – это отъявленные дети (улыбается). Они испытывают нас, они знают больше нас. Я имею в виду технику, компьютеры. Нужно подстраиваться, находить какую-то лазейку, может, иногда даже общаться на их языке. К такому приёму прибегают и опытные учителя: проскальзывают в их речи словечки, заимствованные у учеников.
Помню, особенно тяжело было сначала из-за небольшой разницы в возрасте. Дети первое время чувствовали во мне соперника, а не преподавателя. А потом мы нашли контакт и даже сдружились. Мои первые выпускники и сейчас мне звонят, присылают смс-ки, поздравляют с праздниками.
Свой среди чужих?
Справка | |
---|---|
Роман Минаков родился 28 февраля 1986 года в Боброве. В 2009 году окончил ВГПУ и стал работать учителем географии. С 2012 года председатель координационного совета молодых учителей Воронежской области. В 2011 году победил в областном конкурсе «Учитель года» в номинации «Дебют». |
АиФ: – А какие проблемы есть у молодого педагога?
Р.М.: – Самое сложное – найти контакт с детьми, родителями и, конечно, с другими учителями. Новый учитель в школе – это инородное тело, которое должно влиться в коллектив. То, как тебя примут, во многом зависит от директора школы и завучей, они должны помочь тебе «врасти» в эту среду, а не бросать тебя на произвол судьбы. Меня, например, завуч провела по всей школе, показала, где что находится, рассказала о традициях.
Конечно, коллективы и ситуации бывают разные. Я общаюсь с молодыми учителями из районов области, которым приходится очень тяжело. Мне повезло – меня приняли на ура, такое ощущение, будто я в этой школе уже много лет.
АиФ: – Чего не хватает современной школе, на ваш взгляд?
Р.М.: – Выхода в скоростной интернет во всей школе. Сейчас есть выход только в некоторых классах – этого недостаточно, к тому же у нас стоят фильтры – мы не можем открыть даже энциклопедии.
АиФ: – Вы чему-нибудь научились у своих воспитанников?
Р.М.: – Они научили меня разбираться в современных гаджетах – смартфонах, планшетах, даже сайт помогали мне делать. Технически они подкованы гораздо лучше нас.
АиФ: – Многие учителя жалуются на неуважение со стороны не только учеников, но и их родителей. Сталкивались с подобными проблемами?
Р.М.: – Родители бывают разные. В моём классе они всегда готовы помочь, совместно искать выходы из разных ситуаций. А вот с другими родителями разногласия случаются. Чаще из-за оценок – когда мамы и папы приходят в школу и доказывают, будто учитель занизил оценку их ребёнку. В этой ситуации найти выход довольно просто – достаточно провести дополнительную проверку, пригласив другого учителя. Но такие проблемы бывают лишь на первых этапах – родители хотят показать своё превосходство перед молодым учителем. Со временем это сходит на нет.
Плохое не приживается
АиФ: – Как вы относитесь к постоянным нововведениям в системе образования? Если бы вы могли провести школьную реформу, хотели бы что-то вернуть?
Р.М.: – Сейчас XXI век, люди по-другому осмысливают цели образования. Я думаю, если нововведения нужны самим людям, если они их принимают, значит, это необходимо. Если же не нужны, они просто не приживутся.
А хорошее действительно возвращается. Раньше, например, были пионеры – сейчас школьное самоуправление. Были лесничества, объединения – сейчас это тоже есть, просто немного в другом виде. И это правильно, всё должно развиваться.
АиФ: – А ситуация с ЕГЭ? У него так много противников, но система укореняется…
Р.М.: – И в ЕГЭ есть свои плюсы. Если ты хорошо учишься в школе, то у тебя есть шанс поступить в любой вуз. Часто выпускники не могут поехать сдавать экзамены в ту же Москву, ведь это затратно. А сейчас можно отправить баллы по почте. И это плюс, особенно для сельских учеников. Можно и на Дальний Восток, и в Сибирь поехать – на нефтяника учиться.
АиФ: – Как вам удаётся заинтересовать детей географией, ведь сейчас интерес один – интернет?
Р.М.: – Я стараюсь привязывать материал к актуальным событиям: к Олимпиаде, например. В 7-м классе мы изучаем материки, и я им рассказываю, почему зимняя Олимпиада проходит в Ванкувере на материке Америка, какой там климат. Я понимаю, что география не всем нужна, но знать азы – как сориентироваться по карте, например, – должны все. Если дети этому научились, то уже хорошо.
Мы на уроках смотрим фильмы, ходим на экскурсии, на те же заводы. В 9-м классе, когда ребята стоят на рубеже выбора – идти им в 10-й класс или уходить из школы – обязательно посещаем производство. Это поможет выбрать профессию. Тем более что по географии мы как раз изучаем промышленность.
АиФ: – Как на уроках с дисциплиной?
Р.М.: – Если ребёнок пришёл с утра в школу с одной целью – сорвать урок, то он это сделает. Нужно «глушить» эти выпады: вот он дёргает за косички соседку по парте, а надо направить его энергию на работу или, в крайнем случае, отсадить за последнюю парту.
АиФ: – Двойки часто ставите?
Р.М.: – В редком случае, если ученик уж совсем ничего не делает. Лучше дать ему возможность ответить после уроков или на перемене. Ведь если я ставлю двойку ребёнку, то я ставлю её и себе – это значит, я ничему его не научил.