Курск, 3 декабря – АиФ-Черноземье
И эти знания передавались из поколения в поколение. Мария Григанова родилась именно в то время. С мужем она прожила больше 60 лет, воспитала троих детей, но вот уже который год День матери она встречает в одиночестве…
«Не ждите. Не волнуйтесь»
Когда началась война, Маша заканчивала педагогическое училище. 22 июня у них должен был быть выпускной.
– Никто не думал, что война начнётся. Пошли в лес за цветами к выпускному, возвращаемся – все в слезах. Мы сначала подумали, что девчонки расставаться не хотят, ведь три года вместе проучились… Но нет. Нас у мамы было восемь детей. Старший брат, заменивший нам рано ушедшего из жизни отца, погиб на фронте. Второй, Павлик, проходил срочную службу в Забайкалье. Он нам только телеграмму прислал: «Не знаю, где будем. Не ждите. Не волнуйтесь», – вспоминает Мария Константиновна.
Скоро и 18-летней Маше пришлось покинуть уже развалившееся семейное гнездо. Девушку вместе с одногруппницами, несмотря не войну, направили в Читу, работать по специальности – воспитателями в детском саду.
– Мы туда приехали, а работы нет. У них и своим деться некуда, а тут ещё и мы, – вспоминает Мария Григанова. – Тогда мы всей девичьей сворой отправились в военкомат. На нас посмотрели. Посоветовали держаться вместе. А потом отправили на курсы телеграфисток.
Так вчерашние выпускницы стали солдатами полка связи. Никто не ожидал, что в полк прибудет целый отряд девчат. Специальной казармы для девушек тоже не было. От солдат их отделили фанеркой. При этом телеграфисток каждые три месяца проверяли медицинские специалисты. Работали девушки по две смены. Набирали закодированные послания, содержание которых и сами не знали.
– Приходим с утра, работаем до обеда. Отдохнули после обеда – и на всю ночь заступаем, – вспоминает ветеран.
Трудился женский коллектив под мужским офицерским руководством. Одним из таких военных был лейтенант Андрей. Он строем водил 18-летних девчушек на работу, а иногда и на редкие танцевальные вечера. Высокий серьёзный военный как-то попросил маленькую Машу научить его танцевать. Маша отказывалась полгода, но в итоге молодой лейтенант сумел настоять на своём.
Сыграть свадьбу влюблённые смогли только после Дня Победы. Скоро на свет появился первый сын Вова. Семья переезжала из города в город – муж Андрей продолжал служить в Советской Армии. Через четыре года родился второй мальчик, Коля. Андрей, к тому времени уже работавший по своей гражданской специальности, жене помогал во всём. Третьим ребёнком в семье стал Лёня. И тут молодую семью постигла первая трагедия – младший сын в семье Григановых потерял слух.
«Если Человек – поймёт»
Вся жизнь Марии Григановой прошла в окружении четырёх мужчин. Секрет успешного материнства Мария Константиновна видит в близких людях.
– Мужу надо доверять, – считает пенсионерка, – это полезно, прежде всего, самой женщине. Мужчина будет стараться оправдать ваше доверие. Иногда муж двоих детей заменит – столько терпения с ним надо. Если видишь, что он совершает ошибки и поступает плохо, молча поставь ему на стол еды и займись чем-нибудь. Не кричи, не ругай. Если он Человек, он поймёт. Если подлец – лучше не станет.
Но иногда «чинить» домашний очаг всё же приходилось. За 60 лет случалось многое. Десятки раз Марии говорили, что муж-красавец ей изменяет. Такие слухи переносить приходилось непросто, но Андрею она старалась верить.
– Я ему доверяла. Пришёл он как-то, начал оправдываться. Я говорю: а что ты мне рассказываешь, вон иди к ним троим (детям – Ред.), – перед ними оправдывайся.
При сыновьях супруги никогда не ругались. Да и вообще голос друг на друга не смели повышать. «Мои мама с папой никогда не устраивали громких ссор, вот и мы с мужем выясняли отношения тихо».
Со свекровью у Марии Константиновны проблем тоже не возникало. «Я первое время жизни со свекровью просто молчала. Она не выдержала и говорит: «Машенька, а чем ты недовольна? Что я тебе плохого сказала?» Говорю: «Ничего». А она: «А чего ж ты со мной не разговариваешь». Говорю: «Я боюсь вас». Так мы и сошлись».
– Мы всегда всё делали вместе. Когда уже ребята подросли, вечерами, на кухне: один картошку чистит, второй кипятит что-то. Даже маленький Лёня пытался внести свой вклад в семейную работу, – вспоминает Мария Григанова.
Дети из родительского гнезда разлетелись уже давно. В 2008 году муж Андрей ушёл из жизни. Мария Константиновна осталась одна. Сыновья, сами уже пенсионеры, несколько раз хотели забрать мать к себе. Но она возвращалась.
– Здесь я сама себе хозяйка, ни от кого не завишу. Не надо спрашиваться, прежде чем что-то сделать. Да и подтрунивание невестки мне кажется в таком возрасте излишним, – признаётся пенсионерка.
Вечерами в тамбуре или даже на лестничной площадке она читает книжки. О войне.
– Тут хоть кого увидеть можно. А спать не хочется совсем, – рассказывает старушка.
На прогулки порой и сил уже не хватает – в декабре Марии Константиновне исполнится 89 лет. Вот так, выиграв войну, отстояв брак, воспитав детей, пожилая женщина не смогла победить только одиночество.