Чья проблема?
За красивым и современным словом «пансионат» стоит обычный дом престарелых. Попадающие сюда, как правило, живут здесь до конца своих дней.
«У нас очень много лежачих больных, людей на инвалидных колясках, — рассказывает Владимир Иванович (имя изменено по этическим мотивам). — Что нам делать? Врачи говорят: покупайте памперсы за свой счёт. Кто-то звонит родственникам, они покупают, привозят. Но такая возможность есть не у всех. Да и стоят памперсы дорого, не всем по карману. Почему же люди, находящиеся на полном государственном обеспечении, должны сами решать эти проблемы?»
Как выяснилось, обеспечением подгузниками инвалидов с 1 января 2018 года занимаются не органы социальной защиты, а Фонд социального страхования. Когда мы обратились в региональное отделение с просьбой прокомментировать ситуацию, там сильно удивились: никаких проблем с закупкой средств реабилитации нет вообще. Денег выделено достаточно, в том числе для покрытия долгов по выплате компенсации за средства реабилитации, купленные инвалидами в прошлые годы. Кстати говоря, одного нашего звонка оказалось достаточно, чтобы на следующий день машина с памперсами прибыла в пансионат.
Вынуждены просить
«АиФ-Черноземье» вместе с сотрудниками регионального отделения ФСС побывал в «Сосновом бору» и пообщался с его постояльцами. Сейчас здесь проживает 105 пенсионеров. Лежачие — их 47 человек — размещены на первом этаже — таковы требования пожарной безопасности. Никаких характерных запахов, указывавших бы на проблемы гигиены, мы не обнаружили. Да и сами старики подтвердили: всё хорошо.
Но директор Светлана Харичкина не отрицает — иногда приходится, что называется, «выкручиваться», одалживать средства гигиены у других постояльцев.
«У нас 22 человека состоят на учёте как нуждающиеся в подгузниках. К сожалению, эта цифра меняется. Кто-то уходит в мир иной, кто-то заселяется. Подать заявку, внести в реестр — всё это занимает какое-то время. Поэтому мы вынуждены просить родственников приобрести памперсы. Есть те, кто относится к этому с пониманием, но есть и те, кто жалуется. Хотелось, чтобы поставки шли более планомерно. Однако и родственники иногда нас вводят в заблуждение. У нас был случай, что люди получают памперсы на своего дедушку, но у нас требуют бесплатных».
Регулируемый процесс
«Фонд обеспечивает подгузниками не интернатские учреждения, а конкретных инвалидов, — поясняет заместитель руководителя регионального отделения ФСС Ирина Орешко. — Мы работаем над тем, чтобы наши учреждения оперативно подавали заявки на средства реабилитации, сообщали обо всех возникших проблемах. В случае с пансионатом достаточно было бы звонка от администрации, чтобы скорректировать поставки. Если бы звонок поступил раньше, проблема вообще не возникла бы».
Родственникам, покупающим инвалидам подгузники за свой счёт, не стоит беспокоиться: Фонд компенсирует расходы по предъявлении документов. Хотелось бы обратить внимание, что мы выдаём подгузники не всем лежачим, а тем, у кого есть для этого медицинские показания, оформленные в Индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА).
Ирина Ивановна сообщила также, что в этом году курскому отделению Фонда было выделено 32 млн рублей на компенсацию за самостоятельно приобретённые средства реабилитации. Но в итоге удалось утвердить значительно большую сумму — 85 млн рублей. Эти средства позволили рассчитаться с долгами, доставшимися в наследство от «собеса» за 2017 год, и закрыть текущие потребности инвалидов. Неожиданно у поставщиков оказалось так много работы, что они не укладываются в графики. Но это процесс регулируемый.
Курян, у которых возникают проблемы с получением памперсов и средств реабилитации (инвалидные коляски, трости, костыли, протезы, ортопедическая обувь), просят звонить не в СМИ, а в по телефонам горячей линии регионального отделения ФСС: (4712) 72-23-69.
В ближайшие месяцы в регионе заработает пилотный проект, который значительно облегчит жизнь тех, кто нуждается в костылях и тростях. По существующим правилам инвалид покупает эти изделия самостоятельно, а компенсацию из ФСС получает в течение двух месяцев в нескольких курских магазинах, торгующих медтехникой, устанавливают программное обеспечение, которое позволит сократить процедуру компенсации расходов до пяти дней.