Кино, с самого момента его появления, всегда было средством воспитания, просвещения людей. Сначала люди смотрели на него как на чудо. Потом старались разобраться, понять - то есть видеть не только красивую картинку, но и понимать механизм её создания.
Сегодня мы снова смотрим на кино поверхностно. А в это время множество не анализируемых нами эффектов, красивых сюжетов и кадров не только не развивают зрителя, но ещё и неблаготворно сказываются на его здоровье.
О современном кинематографе и о самом человеке поколения, «понимающего кино», мы поговорили с Сергеем МАЛЮТИНЫМ, директором «Курскоблкиновидеофонда».
«Общественный» ребёнок
- Сергей Дмитриевич, расскажите о себе. Где родились, учились, пригодились?
- Родился в 1950 году в Курске, в семье бывших крестьян, переехавших после войны в наш город. С детства, как и многие мои сверстники, я был «общественным» ребёнком: ходил во всевозможные кружки Дворца пионеров и школьников (кружок баянистов, шахматный), играл в эстрадном оркестре Дворца пионеров, в ансамбле песни и танца под руководством Фёдора Васильевича Гольцева, занимался баскетболом, лёгкой атлетикой и велосипедом. После школы успел поработать старшим пионервожатым, литсотрудником в многотиражной газете комбината «Химволокно», аккомпаниатором хореографической студии, печатником в типографии. Тогда же стал сотрудничать с двумя единственными в городе газетами «Молодая гвардия» и «Курская правда». Тогда же пришёл в ТЮЗ «Ровесник» к Игорю Владимировичу Селиванову, где несколько лет был заведующим музыкальной и литературной частью, звукооператором во время спектаклей. В 1975 году окончил факультет русского языка и литературы Курского государственного педагогического института. Работал по распределению в сельской школе, преподавал на кафедре литературы Курского госпединститута (ныне КГУ). А с 1979 года и по сегодняшний день работаю в сфере кино. Но, кроме кино, я «пригодился» ещё и в журналистике: на протяжении 45 лет публикуюсь в областных и центральных газетах и журналах с кино- и театральными рецензиями, публицистическими статьями.
- Как судьба связала вас с Курскоблкиновидеофондом? Сколько лет вы его возглавляете?
- Если говорить о судьбе, которая меня связала с кино, то надо вспомнить 1967 год, когда я, тогда ещё юный учащийся Курского музыкального училища (был и такой короткий эпизод в моей биографии), стал ходить в городской киноклуб, возглавляемый Марком Евглевским. Тогда кино миллионы и миллионы людей не просто любили, но многие стремились его досконально знать, разбираться в нём и понимать с точки зрения искусства, а не «развлекаловки». Не был исключением и я. Так что когда мне в 1979 году пришлось уйти не по своей воле из пединститута, то приход в сферу кино не был какой-то случайностью.
Душеполезное кино 2012 года
- Для каждого времени актуальны свои фильмы. И их популярность, так же как и мода, периодически возвращается. Какие кинокартины нужно показывать сейчас?
- Кинокартины с внятными, по-доброму рассказанными историями из жизни самых простых людей, ищущих смысл своего земного существования и живущих по законам совестливости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, доброты. Таких фильмов у нас много снималось после войны, вплоть до начала 80-х годов, и даже самая рядовая, средняя картина тех лет сегодня смотрится на фоне нынешнего бесконечного мыла и криминала настоящим художественным откровением. Да, сегодняшнего зрителя приучили к мельтешению кадров, к клиповому монтажу, к мускулам и спецэффектам на экране. Но мне кажется, в публике уже проявляется потребность в других героях и в другом изображении, в экранной жизни духа. Всё чаще нам хочется остановиться, не торопясь, вглядеться в лица персонажей, уловить чуткую, очень непростую интонацию их чувств и мыслей, ощутить очень точную атмосферу времени, пережить катарсис очищения и сохранить в сердце свет и надежду. Но такого кино сегодня у нас практически нет.
- Развитие новых технологий. Помогают ли 3D, 7D-эффекты улучшить, углубить восприятие фильмов или это только развлечение?
- Это, безусловно, только развлечение, да ещё и небезопасное для зрения, особенно для детей.
- Снимались ли в Курске какие-нибудь фильмы? Есть ли у нас люди, которые этим занимаются? Есть ли какая-то поддержка для таких начинаний?
- Знаю, что под Рыльском в середине 60-х годов Теодор Вульфович снимал комедию с Виталием Соломиным и Надеждой Румянцевой «Крепкий орешек». В конце 50-х в Курске снимался фильм о разминировании огромного фашистского склада боеприпасов «В твоих руках жизнь» с Олегом Стриженовым и Кларой Лучко в главных ролях. Лет девять назад куряне приняли участие в съёмках художественного фильма о Петре Ильиче Чайковском «Апокриф: музыка для Петра и Павла», которые проходили в Золотухинском районе. Время от времени приходится слышать о том, что кто-то в Курске занимается съёмками игровых сценок и короткометражек на любительскую аппаратуру (вплоть до камер мобильных телефонов). Но по-настоящему интересных и значительных результатов подобных упражнений я не видел.
- Чем порадует нас 2012 год? Какие фильмы, фестивали, гостей стоит ждать?
- Уже точно известно, что у нас вновь пройдёт кинофестиваль «Сталкер», но сроки с Гильдией кинорежиссёров России ещё не определены. Поэтому говорить о конкретных фильмах и гостях ещё рано. В современном отечественном кинорепертуаре мы стремимся отслеживать и покупать всё наиболее интересное и значимое, при этом стараясь разнообразить киноафишу. С радостью приобрели новый фильм Дмитрия Фёдорова «Ангел» (до этого он поставил очень симпатичную молодёжную ленту «КостяНика. Время лета»). Это серьёзное, глубокое, душеполезное кино. Сюжет строится на постоянном диалоге и столкновении двух миров (деда и присланного к нему в деревню на лето внука), ни один из которых не является абсолютно правым в этом споре поколений. Фильм, ко всему прочему, очень красиво снят, в нём замечательная музыка. Конечно, он не так прост для восприятия, как большинство сегодняшних картин. Но это - настоящее кино, а главное - в нём есть душевный свет в окошке.