– Не могу к вам забежать в редакцию, завтра улетаю в Кейптаун. Но вам лучше обо всём расскажет моя жена Марина, - это всё, что успел рассказать нам Александр Осипов.
Да, в последнее время застать дома знаменитого путешественника не просто. «АиФ ‑ Тамбов» подробно рассказывал о прошлогоднем велосипедном путешествии Александра по странам Центральной и Южной Америки. 11 сентября он отправился в очередную «командировку». Теперь он крутит педали по Африке. Велосипедист намерен проехать этот континент с юга на север. А это примерно 12 тыс. км.
Здравствуй, Африка
– Вы, наверное, всегда переживаете за своего мужа, когда он в дальних странах? - уже в редакции задаю первый вопрос Марине Осиповой, супруге тамбовского путешественника, мастеру спорта СССР по шоссейным гонкам и мастеру спорта по горному велосипеду.
– Конечно. Но мы намерены каждый день созваниваться. Так мне спокойнее. Известно, что на этом континенте не всё благополучно. Но Саша перед поездкой подробно изучил политическую обстановку в каждой стране, наметил маршрут, где поменьше стреляют и получше дороги. Даже встречался с африканскими студентами, которые сегодня учатся в тамбовских вузах, расспрашивал их о жизни, нравах, обычаях. Даже взял на всякий случай несколько адресов. Впрочем, дороги - это не главное. Его мечта - пересечь 10 самых крупных пустынь мира. В семи он уже побывал, осталось ещё три - в Африке. Но главная цель жизни - объехать на велосипеде весь земной шар. Если удастся покорить Африку, то останется одна Австралия. Все остальные континенты давно остались позади, а это 40 тыс. км пути.
– Как долго продлится его очередное путешествие?
– Если удастся в день преодолевать по 150 км, то к 1 декабря должен быть дома, но загадывать не будем...
– Какая поклажа у Александра?
– Как всегда: велосипед и 25-килограммовый рюкзак. В самолёт много не загрузишь. Корме того, лишний килограмм – это дополнительная нагрузка. Поэтому, кроме шоколада, из продуктов ничего не взял. Тем более, Александру не привыкать к экзотическим блюдам.
– А где он собирается ночевать?
– В палатке под открытым небом, а если нужно, то и в местных гостиницах. Сейчас в Африке ранняя весна, поэтому там не очень жарко. Но всё равно, Александр планирует большую часть пути преодолеть в утренние и вечерние часы.
– На каком языке он собирается общаться с местными аборигенами?
– Саша на бытовом уровне знает английский, но, думаю, что язык жестов и мимики – наиболее универсальный язык международного общения.
16+
– Марина Артуровна, интересно, а где вы познакомились со своим будущим мужем?
– На велосипедной базе. Общее увлечение – стало нашей судьбой. Мы вместе уже 16 лет. Иногда расстаёмся с мужем, выезжая на соревнования или в очередное путешествие, но с велосипедом ни он, ни я никогда не разлучаемся. У нас подрастает 9-летний сын. Он также увлечён этим видом спорта.
– А как вы оказались в седле?
– Раньше я занималась конькобежным спортом, но переманил меня в велосипедную секцию замечательный человек и тренер Е. Седых. Потом я почувствовала азарт и интерес не только к победам, но и велосипедным гонкам.
– И не надоело?
– Нет, конечно. Без спорта я уже не представляю свою жизнь.
– А вы относите себя к спортсменам любителям или профессионалам?
– Это непростой вопрос. Трудно провести чёткую грань между этими двумя понятиями. Если говорить о результатах и скоростях, то зачастую спортсмены-любители выглядят на голову выше, чем так называемые профессионалы. О чём свидетельствуют любительские международные соревнования. Я сейчас не выступаю на элитном уровне. Но это нисколько не умаляет мои достижения в спорте.
Кубок мира в Тамбове
– В этом году у вас был достаточно напряжённый календарь соревнований. Расскажите более подробно об этом.
– В конце июня я принимала участие в чемпионате Европы, который проходил в Чехии. В индивидуальной гонке я заняла второе место, пропустив датчанку. А в групповой гонке стала чемпионкой. Чуть позже я выиграла чемпионат России в Москве.
Недавно вернулась из Австрии. Здесь ежегодно проводится престижная многодневная «Велогонка мира». По сумме всех этапов я также заняла первое место.
Но это ещёе не всё. В этой стране проходил и «Кубок мира» по шоссейным велогонкам. Так получилось, что и этот престижный трофей оказался в моих руках. Это самые главные победы в моей спортивной жизни.
– А кто вас сейчас тренирует?
– Самым главным тренером является муж Александр. Я столько лет в спорте, что могу самостоятельно определить методику собственных тренировок. Но чтобы подойти к пику формы, необходимо «накатать» за сезон не менее 25 тысяч километров.
– Какие ваши сильные стороны, как спортсмена?
– Чувствую себя уверенно на горных этапах. Хотя Тамбовщина больше славится своими степями. Но и здешние холмы помогают набрать форму. Хотя лучшая тренировка – это соревнования. К сожалению, в России проводится не много серьёзных стартов, чтобы постоянно быть, как говорится, в форме. Зарубежные велосипедисты в этом отношении имеют больше возможностей.
– Чем это вызвано?
– В последние годы велосипедный спорт держится за счёт энтузиастов. Я, например, представляю спортивную общественную организацию «Спартак». Поэтому мы не можем ребятам приобрести велосипед, форму, оплатить выезд на соревнования. Мне и сегодня приходится из семейного бюджета оплачивать все расходы, связанные со спортом, что уж говорить о молодых велосипедистах. К слову сказать, профессиональный гоночный велосипед сегодня стоит в среднем 200 тысяч рублей. А без хорошей «машины» не привезёшь на финиш достойный результат.
– Неужели в области не осталось ни одной велосипедной секции?
– Почему, на базе спортивной школы №2 областного центра работает специализированная секция. Там ребята обеспечиваются по мере возможности всем необходимым. Но мы говорим о профессиональном росте, который невозможен без современной техники. Поэтому многим перспективным ребятам путь в большой спорт просто закрыт. По целевой программе Федерации велосипедного спорта России в этом году наша область получила 10 велосипедов для новичков.
– Последний, традиционный вопрос. Планы на будущее?
– Прежде всего, буду ждать возвращения мужа, и потихоньку готовиться к очередному «Кубку мира».