Эксперимент удался
– Галина Семёновна, неужели книги оказывают оздоровительный эффект?
– О лечении словом известно давно. Но на практике так широко и системно это никогда не применялось. Вот мы и подумали с коллегами - почему бы общими силами не попробовать возродить незаслуженно забытый метод оздоровления. Мы проштудировали массу трудов на эту тему, после чего связались с главврачами двух детских больниц № 1 и № 2 и предложили им поучаствовать в эксперименте. Они с радостью откликнулись.
– В чём же заключался эксперимент?
– Дважды в неделю по тридцать минут в день мы проводили занятия с больными детьми. Строились они следующим образом: библиотекарь читал ребятам произведение – сказку, рассказ о животных или стихотворение, а потом знания, полученные в результате прочтения, закреплялись творческими занятиями. Например, детям давалось задание придумать окончание сказки или нарисовать понравившегося героя. Часто занятия завершались импровизированным кукольным спектаклем.
– И каковы результаты?
– Главный результат, которого нам удалось достичь, – улыбка ребёнка. А, как известно, положительные эмоции способствуют скорейшему выздоровлению. Это не только наше мнение. На занятиях присутствовали медработники, которые делали свои наблюдения. Так вот, они отмечали, что дети даже по-другому стали к ним относиться. Теперь уже они смотрели на них не как на людей, которые делают им «больные» уколы, а как на друзей, которые помогают вылечиться. А это очень важно.
То, что библиотекарь прописал
– Но ведь, наверное, не все книги одинаково полезны?
– Именно поэтому мы подошли к вопросу очень серьёзно и отобрали только ту литературу, которая оказывает наибольший терапевтический эффект. Например, весёлые книги – колоссальный источник положительных эмоций. Рассказы о природе и животных делают ребёнка более спокойным, уравновешенным. Поэзия снимает агрессию. В сказках дети переживают эмоции, которых им не хватает в реальной жизни, учатся противостоять сложным жизненным ситуациям.
– Каких авторов вы бы «прописали» маленьким пациентам?
– Несомненно, это классика детской литературы – Эдуард Успенский, Николай Носов, Виктор Драгунский, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Борис Заходер и другие. Очень полезны для здоровья старые добрые сказки. Радует, что ушла в прошлое некачественная литература вроде «Черепашек Ниндзя», а на смену ей пришли достойнейшие современные авторы - Тамара Крюкова, Олег Кургузов, Артур Гиваргизов. Их тоже следует читать.
– А что бы вы рекомендовали людям, считающим себя здоровыми?
– То же самое! Ведь положительные эмоции ещё никому не вредили. Кроме того, книги воспитывают в детях нравственно-эстетические качества, способствуют гармоничному, здоровому развитию. Понимая это, мы стали проводить занятия не только в больницах, но и во всех библиотеках Липецка. А поучаствовать в них приглашали врачей из ближайших поликлиник. Потом стали привлекать и другие учреждения – школы, детсады, детско-юношеские центры. И так «втянули» весь город.
Для взрослых и детей
– Возможно применять библиотерапию в «домашних условиях»?
– Почему нет? Возьмите хорошую книгу и прочитайте её своему ребёнку. А потом вместе обсудите прочитанное. После этого можно взять карандаши и попробовать что-нибудь нарисовать. На это требуется немного времени, зато какой эффект! С помощью занятий, построенных на основе чтения, можно помочь ребёнку преодолеть психологические проблемы, избавиться от страха, подвигнуть его к собственному творчеству.
– Но как ребёнка оторвать от Интернета и усадить за книгу?
– Собственным примером! Я считаю, нет проблемы «нечитающих детей», есть проблема «нечитающих родителей», потому что дети берут пример с нас, взрослых. Многие ребята, побывавшие на занятиях в больницах, потом пополняли ряды наших читателей. Но ни один библиотекарь не сможет оказать на ребёнка большего влияния, чем его родители. Если он увидит, что его мама или папа читают, то и сам потянется к книге.
– А какую литературу вы бы посоветовали взрослым?
– Классическую. Но также я рекомендую родителям читать всё, что читают их дети. Во-первых, для взрослых такая литература тоже полезна. А во-вторых, у вас появятся общие темы для разговора: ведь бывает, что ребёнку не с кем поделиться полученными от прочтения эмоциями. Так что мой совет всем – и взрослым, и детям - читайте побольше хороших книг!