Парни в военной форме, девчонки - в легких летних платьицах, белых носочках и чёрных туфельках. Пары кружатся в вальсе под известные мотивы времён Великой Отечественной войны. такие «эксклюзивные» танцы проходят четвёртый год в Избердеевской средней общеобразовательной школе Петровского района. О том, как удалось привлечь к ним молодежь, рассказала гость редакции «АиФ-Тамбов» директор школы Элли Раева.
Танго, вальс и краковяк
- Знаете, заинтересовывать детей, когда столько времени отделяет нас от Победы, очень трудно. Уже не так актуальны простые встречи с ветеранами в школе. Поэтому мы выбрали другую форму общения с ними - через танец. У каждого школьника при этом есть возможность пригласить ветерана на танец, подарить цветы, обнять, поговорить, и, конечно же, сфотографироваться.
Традицию проводить «Послевоенную танцплощадку» мы завели ещё четыре года назад. Начиналось всё с пятидесяти человек, а теперь танцует вся школа с 5 по 11 классы, и, как вы правильно заметили, учителя и родители. Конечно же, танцам военной и послевоенной поры детей пришлось обучать. Но, поверьте, происходило это не из-под палки: ребята с удовольствием осваивали вальс и кадриль, краковяк и рио-риту. Танцуют под пение хора из сорока пяти педагогов, которые репетируют в любую свободную минутку. Правда, родителей приобщили не сразу - у нас как-то больше было принято смотреть, нежели участвовать. В этом году 9 Мая, на центральной площади Петровского района будет настоящий флеш-моб более чем из тысячи танцующих.
- Неужели и свой дресс-код сохраните?
- А как же! Барышни - в платьях своих бабушек, в светлых носочках и чёрных туфельках. На голове - красивые косы. Кавалеры - в военных гимнастёрках. Такой наряд очень нравится молодежи. Кстати, наши дети - настоящие эстеты в этом плане. Ведь в школе введена и своя особая форма. Девочки носят тёмно-синие платья с белыми воротничками и манжетами. К парадному варианту добавляется белый фартук. Никаких брюк не допускается. У парней - костюмы с жилетами. Но мы решили пойти на уступку - позволяем по субботам ходить в повседневной одежде.
Отцы и дети
- Молодцы вы, стараетесь выстраивать прямо-таки демократичные отношения с молодежью. Знаю, что у вас есть свой совет старшеклассников, благодаря которому все чаяния ребят доходят и до администрации школы. А с родителями как ладите?
- По-разному. Трудно с теми, кто не понимают школу. Иногда бывает легче найти понимание с детьми, чем с их мамами и папами. Да, школа не всегда бывает права, но не надо обсуждать эти взрослые проблемы с детьми. Не нравится что-то - лучше придите к педагогу, ко мне. Ведь мы сразу видим, по поведению ребёнка, что многое обсуждается в семье. Говорить плохо об учителях вслух - обречь процесс воспитания на неудачу. Но не могу сказать, что случаи недопонимания с родителями часты. У всех такое бывает. Мы стараемся налаживать контакты с мамами и папами. Кстати, хотим возобновить одну традицию - снова организовать «Совет отцов». Хорошее было начинание раньше! Папы отлично проявляли себя как организаторы - например, помогали в школьных олимпийских играх и других спортивных соревнованиях. И даже успеваемость подтягивали. Ведь одно дело, когда электронный дневник посмотрит мама и спустит всё воспитание на эмоции. Другой вопрос - папа, который может больше дисциплинировать.
- Признайтесь, много ли недовольств было по поводу платных образовательных услуг?
- Недовольных и сейчас хватает. Но те, кто жалуется на это нововведение, на дополнительные платные занятия и не ходят. Да и мы никого не принуждаем. Еще три года назад мне удалось убедить родителей в том, что это - только их выбор. И многие поняли, что цены, которые официально утверждены у нас за платные услуги - приемлемы. Ведь мы проводим не индивидуальные занятия, а групповые. Теперь они набирают обороты. За 2014 г. мы привлекли во внебюджетный фонд школы около 260 тыс. руб. Львиная доля средств - 70% - пошла на оплату труда педагогов.
Строим дом, исследуем воду
- В 2013 году ваша школа переехала в роскошное новое здание и получила статус «Школа агроэкотехнологий». Что за этим кроется?
- Мы стали региональным ресурсным центром по развитию технологий интенсивного экологического садоводства, овощеводства и земледелия. Говоря проще, с первого класса прививаем детям любовь к земле и работе на ней. Наши ученики имеют возможность получить профессии, нужные в современном сельском хозяйстве, прямо в стенах школы. Квалифицированные садовники, лаборанты-экологи, трактористы, операторы ЭВМ - каждый вправе выбрать себе что-то по вкусу. Сельское хозяйство сегодня развивается в ногу со временем, а потому и резерв нужно готовить новый.
- Меня заинтересовало, что у вас на профессиональном уровне дети исследуют воду и даже строят дома. Расскажите об этом подробнее.
- Да, есть мастерская «Строймастер», где на уроках технологии ребята учатся строить дом в натуральную величину. В нём три комнаты, крыша, дверь, окна - всё, как полагается. Туда даже можно войти. Молодёжи это нравится, кто-то всерьёз увлекается формой отделки. А воду и почву изучают в лаборатории биологических исследований. Разумеется, занимаются этим только те, у кого есть интерес. Туда мы даже специально приняли четырёх аспирантов Мичуринского аграрного университета. Ребята убедились, что с водой у нас не всё так «чисто». Результаты анализов показывают, что родниковая вода - лучшая. Но опять же - смотря из каких источников. Проблематичнее - с водой из скважин, т. к. у нас полно старых водопроводов. Сегодня много людей пробуривают собственные скважины дома. И дети определяют, что для питья такая вода годится, а вот для полива не всякая подойдёт - чем глубже скважина, тем больше в ней солей. Начинающие исследователи уже советуют родственникам, где лучше вода. Кстати, нашим ребятам я смело могу доверить проверку своейскважины.
- Приятно слышать, что директор так доверяет своим воспитанникам. Судя по рассказам ваших коллег, вы с огромным уважением относитесь к каждому ребёнку. На ваш взгляд - сильно отличаются нынешние ученики от тех, что были лет 15 назад?
- Вопреки тому, что немало сегодня осуждают молодёжь, называя ее безынициативной и распущенной, я скажу так: дети хуже не стали. Возьмём начало 2000-го года. Вот то время вспоминать неприятно: потребность в знаниях сошла на «нет» - сказались последствия постперестроечного периода в стране. В вузы стремились поступать платно, качество знаний не оценивалось объективно. Теперь отмечаю другую картину - много увлеченных ребят, читающих. Может, и немало «шороху» наделал ЕГЭ - сложный это процесс оказался, но мы поняли, что дети серьёзно готовятся к нему. Мне приятно, что сейчас наступило время молодёжи, которая потянулась к знаниям.