aif.ru counter
06.01.2013 19:25
Николай БОРИСОВ
363

Что ждёт молодого учителя?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ-Черноземье 26/12/2012

Воронеж, 6 декабря – АиФ-Черноземье

И если ещё каких-то пять лет назад львиная доля выпускников пединститутов вместо того, чтобы идти в школы, дружно пополняла ряды менеджеров и торговых представителей, то сегодня ситуация изменилась. Это видно на примере Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ).

Галина Иванова, проректор по учебной работе ВГПУ, констатирует, что в 2012 году 82% выпускников вуза, обучавшихся по педагогическому направлению, трудоустроилось по специальности.

Небывалый всплеск интереса к профессии учителя проректор объясняет, прежде всего, материальным фактором – за последние 2–3 года зарплата учителей «реально выросла». Как говорилось на областном форуме молодых педагогов, начинающий учитель получает сейчас от 6 до 12 тысяч рублей. Но даже несмотря на положительные сдвиги, специалиста без стажа, пришедшего в школу, часто ждут нешуточные разочарования.

Корреспондент «АиФ» побеседовал со вчерашними выпускниками педагогических вузов, чтобы узнать, что больше всего омрачает им радость от работы с детьми.

«Мужья учителей не любят»

– Связать свою жизнь с педагогикой я решила потому, что почти все в моей семье – учителя, – рассказывает Юлия Ларшина, преподаватель русского языка и литературы средней школы №4 г. Борисоглебска. – Три года назад в июне я окончила институт, а уже в августе вышла на работу, так что летом практически не отдыхала. С коллективом мне повезло, да и с зарплатой тоже –  я получала 12 тысяч рублей в месяц, а по учительским меркам это совсем не плохо. Очень сильно влияет на зарплату не только разряд – у меня он восьмой, но и дополнительные занятия (разнообразные кружки, конкурсы и викторины). Так что свободного времени практически не оставалось. Да плюс ещё проверка тетрадей на дому. 

– Когда я ещё не вышла замуж, было проще, – откровенничает Юлия. – Но недавно у меня появилась своя семья, я стала мамой и ушла в декретный отпуск. Только это ещё цветочки. Ягодки начнутся, когда я вернусь на работу и мне придётся как-то совмещать учительствование и свои домашние обязанности. Боюсь, что на семью времени совсем не останется. Не зря же говорят, что мужья нас, учителей, не любят.

Где стимул?

– В Поворинском районе я получал всего четыре тысячи рублей, – откровенничает молодой учитель истории и обществознания, пожелавший остаться неизвестным. – Работал в две смены, с восьми утра до пяти вечера. Хоть и жил с родителями, моей зарплаты не хватало даже на удовлетворение самых элементарных потребностей: купил куртку – и ушли денежки. То, что сельские учителя прилично зарабатывают – это наглая ложь. Молодому специалисту, который ведёт кружок, за два месяца дают надбавку в размере двухсот рублей. Где тут стимул, спрашивается? Я общался с коллегами из Россошанского района – они тоже получают копейки. Как и сельские учителя остальных районов области.

– По идее, спасать положение должны были премиальные, однако тут были свои подводные камни, – продолжает историк. – Премиальные выдаются по балльной системе. Чем больше баллов ты набрал, тем больше тебе заплатили. Но загвоздка в том, что в распределении баллов непосредственное участие принимает директор. А это негативно влияет на педагогический коллектив – он просто-напросто раскалывается на несколько групп. Первая из них – «приближённые двора», которые всячески пресмыкаются перед директором, чтобы каждый месяц иметь стабильный заработок. Им, любимчикам, и перепадает больше всех. Вторые стараются соблюдать нейтралитет и держать нос по ветру. Третьи, аутсайдеры, – это те, кто впал в немилость начальства. Они открыто высказываются о царящей вокруг несправедливости, поэтому почти всегда остаются без денег, даже выполняя и перевыполняя все мыслимые и немыслимые нормы. 

– Как видите, балльная система начисления премиальных далеко не способствует слаженной работе педагогического коллектива, – резюмирует учитель. – Конечно, тут многое зависит от директора. Но, как правило, подавляющее большинство директоров – люди пенсионного возраста. Они не признают новаторства и не поощряют инициативы. То есть попросту застряли в «совке» и не понимают, что сегодняшний день предъявляет совершенно другие требования.

Никакого уважения!

– Ученики просто взрывали мой мозг, – делится наболевшим Анастасия Рыбальченко, бывший учитель химии из Воронежа. – У нынешних детей нет никакого уважения к старшим. Они могут в открытую послать учителя. Сегодня излюбленной тактикой учеников во взаимоотношениях с учителями является шантаж. У нас в школе даже существовало негласное правило: голос не повышать, из класса не выгонять, родителей в школу не вызывать. Потому что детишки угрожают самоубийством. Нет, я серьёзно! Одна восьмиклассница так и заявила: «Если вы поставите мне двойку, я наглотаюсь таблеток, а в предсмертной записке напишу, что виноват учитель». 

– По моему глубокому убеждению, такому поведению детей научил сериал «Школа» Валерии Гай Германики, – убеждена Настя. – Это же готовое пособие по манипуляции учителями! Считаю, что режиссёру никто из учителей не сказал бы спасибо за такой опус. Лично я смогла проработать в школе только год. Сейчас сменила профессию и не вернусь сюда ни за какие деньги. 

Выходит, несмотря на то, что профессия учителя понемногу набирает популярность среди молодёжи, Министерству образования ещё есть над чем работать. Ведь, как сказала Галина Иванова в своём выступлении на областном форуме молодых педагогов, сегодня очень важно, чтобы у молодого учителя не пропало желание работать творчески, чтобы проблемы, с которыми он сталкивается, не отбили у него охоты работать в школе. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество