Примерное время чтения: 7 минут
563

В Воронеже погибают шедевры архитектуры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ-Черноземье 01/05/2013

Воронеж, 7 мая – АиФ-Черноземье

«Архитектурную старину Воронежа ждёт печальная участь», – предрекал пару лет назад Александр Акиншин, историк. И, видимо, не ошибся. Всё чаще приходится наблюдать, как самобытные дома-памятники, настоящие архитектурные шедевры сменяют безликие бетонные новостройки.

Уже исчез дом купчихи Перелыгиной, главный дом усадьбы Александрова. Дышит на ладан знаменитая «полуротка» – самое старое здание Воронежа. На месте «модернового» дома Резниковой вырос нелепый кирпичный урод, новострой при этом назвали «реконструкцией»…

Воронежу и так не повезло – во время Великой Отечественной войны его разрушили на 90%. Редкие архитектурные «изюминки» уцелели чудом. Многие исторические здания после войны восстановили. Но сейчас шедевры гибнут.

Строили на века

Памятник архитектуры – дом агронома Вагнера, что на Никитинской, 45, краеведы называют «многострадальным». Его изрядно покалечили фашистские снаряды. В тяжёлые послевоенные годы воронежские архитекторы и строители грамотно воссоздали здание, и оно использовалось под жильё. А вот сейчас на ремонт памятника, принадлежащего государству, средств не находится. Несколько лет назад дом признали аварийным, отсюда расселили жильцов, и всё бросили на произвол судьбы. Вскоре дом Вагнера взяли «под опеку» бомжи.

Как вспоминают жители близлежащих домов, за несколько лет строение стало «на себя не похожим». От некогда красивого здания сохранилась лишь фасадная часть. И то – в ободранном состоянии, с балконами, которые вот-вот свалятся на головы прохожим. Всё остальное – руины, на которые как стервятники ринулись собиратели чёрного металла. Один из них, попросивший не называть его имени, прекрасно знает о том, что «выкапывают» в остатках памятника архитектуры.

–- Это здание гнило два года, хотя до этого было в отличном состоянии: крыша великолепная, все внутренние коммуникации работали, – пооткровенничал с нами мужчина. – Московская компания, которая рядом ведёт застройку, по слухам, то ли выкупила, то ли арендовала участок, на котором стоит дом Вагнера. Пару месяцев назад сюда трижды пригоняли трактор, он и снёс памятник. Кстати, когда трактор приехал в первый раз, то ничего не мог сделать с домом: его внешняя стена выложена в два старых кирпича - это примерно полметра, в те времена строили на века.

Потом, разбирая рухнувшие перекрытия, люди находили здесь почти музейные экспонаты – рельсы с клеймами 1880, 1907 и 1937 годов. Сейчас растаскивают старинные кирпичи...

Аварийный памятник

Раиса Ендовицкая, жительница Воронежа, полвека прожила в Доме унтер-офицера Дорохина (ул. Максима Горького, 19) – памятнике архитектуры областного значения, выполненном в эклектическом стиле. Великолепное строение красного кирпича со старинной аркой, сводами и изящными украшениями возвели до революции – в 1906 году. В войну здание чудом уцелело, и после освобождения города от фашистов в нём жили люди. Бывшая обитательница дома вспоминает: сюда постоянно приходили туристы – фотографироваться, и художники – запечатлеть каменную красоту на бумаге.

– Нам очень здесь нравилось, – рассказывает женщина, – дом был хороший, крепкий, красивый. Уехать отсюда могли сотню раз - и мужу давали на предприятии новую квартиру, и мне. Но мы отказывались. А два года назад чиновники вдруг объявили - здание в аварийном состоянии, и предложили подписать бумаги на расселение. Да какое же оно аварийное?! Мы, кстати, после расселения жили здесь ещё целый год!

При этом Ендовицкая признаёт: дом, конечно, нуждался в ремонте. И сохранить строение было реально. Но это тогда, два года назад. А сейчас старинное здание стоит «без окон, без дверей» и, похоже, повторяет историю вагнеровского дома. У властей денег на восстановление нет.

Охрана спит

Николай Булавин, депутат:

– У нас есть инспекция по охране историко-культурного наследия. Но почему же памятники архитектуры в неподобающем состоянии? Их даже никто не ремонтирует. Здания портятся, а строители в этом заинтересованы.

Когда памятник приходит в полную негодность, специалисты инспекции говорят, что воссоздать его – затратно, но реконструировать – можно, подразумевая под этим сохранение только фасада. Так появляется очередной нелепый новодел.

Ценные в архитектурном отношении дома по сути бесхозные: они принадлежат городу и области, но у них один ответ на этот счёт – нет денег. Вот здесь и должна проявляться работа инспекции по охране памятников. Но где она? Мы её не видим...

Докажи, что памятник!

Геннадий Лимарь, архитектор:

– У нас масса памятников, которые ничего собой не представляют. Сарай сараем – но это «памятник», ведь ему 100 лет! Хотя целесообразней было бы его снести.

Если здание действительно представляет ценность, то это нужно ещё доказать, чтобы люди поняли: «Да, это шедевр, такого больше никто не создаст». Тогда однозначно строение нужно сохранить. Но скорее всего, такие ценные здания следует задёшево продавать именно тем, кто сможет их восстановить и сохранить.

У истории своя территория

В области по распоряжению губернатора Алексея Гордеева создана комиссия по выявлению, устранению и предотвращению самовольного строительства. В комиссию вошли представители облправительства, горадминистрации, правоохранительных органов и других заинтересованных структур.

Сейчас прорабатывается вопрос определения территориальных границ центральной исторической части Воронежа. Будет предусмотрен особый порядок получения разрешения на проведение там строительных или реставрационных работ. Соответствующие изменения внесут в генеральный план города.

В чужой тарелке – вкуснее

Судьба памятников архитектурного и культурного наследия бывает разная. Здесь многое зависит от того, в чьих руках они находятся. Те, что в частном владении, могут вдруг запылать, как уже не раз происходило. И тогда освободится лакомый кусочек земли.

Если дома, представляющие собой архитектурную ценность, состоят на балансе города – это гораздо лучше, хотя у муниципалитета всегда не хватает средств. Однако остаётся хотя бы надежда, что завтра всё изменится к лучшему.

Порой архитектурные шедевры сознательно доводят до аварийного состояния. Это мы наблюдали и в генеральском доме, где видели распиленные перекрытия, и в доме Вагнера, загадочным образом загоревшемся.

Ситуация абсурдна: мы намеренно сносим свои особняки XIX века, тратим на это деньги, а потом едем в Европу, чтобы на фоне точно таких же особняков восхищаться чужим зодчеством.

Ольга Рудева, краевед, участник некоммерческого сообщества «Архдозор»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах