Воронеж, 31 мая – АиФ-Черноземье. Погода не устаёт преподносить сюрпризы: и лето знойное – как в тропиках, и осень непредсказуемая, и зима неснежная. А весну, наверное, и вовсе скоро из календаря вычеркнем. Но самое обидное: прогнозы синоптиков всё чаще врут! Вот и не знаешь: шуба нужнее или купальник?
Почему климат в нашем регионе стал таким переменчивым, и какие ещё сюрпризы готовит природа? Об этом нам рассказал Леонид Акимов, кандидат географических наук, зав кафедрой природопользования ВГУ.
Торнадо – норма
АиФ: – Леонид Михайлович, почему прогнозы так неточны?
Л.А.: – Казалось бы, претензии к метеорологам – вполне справедливы. Но вопрос о прогнозах гораздо хитрее. Как мы обычно узнаём про погоду? По телевизору, из газет и Интернет-сети. Но это очень общий прогноз, он никак не корректируется. А ситуация может меняться в течение суток.
Другое дело – специализированные прогнозы, которыми пользуются, к примеру, работники авиации. В них требования к информации очень жёсткие – ведь от этого зависит безопасность полёта. Любые, даже самые незначительные изменения погоды в аэропорт поступают каждые 2-3 часа. Для общих прогнозов это не всегда возможно. Та же газета, к примеру, уже напечатана…
АиФ: – И всё же, мне кажется, что климат меняется. Старожилы, например, говорят, что раньше воронежские зимы были очень снежными. А сейчас и к январю можно снега не дождаться.
Л.А.: – Дело в том, что в Воронежской области климат сам по себе очень непростой. Мы находимся в Центральной России – на границах двух воздушных масс. С юга от нас – тропические тёплые воздушные массы, с севера – арктические холодные… Поэтому резкие перепады температур, капризы погоды для нас – норма. Вспомните резкое похолодание в феврале 2006 года. Холод пришёл к нам с Таймыра. В 2007 году у нас таких холодов не было – они ушли в Германию. Кстати, «чёрные ураганы» или торнадо – тоже характерны для нашей территории. Но мы их просто можем не заметить – они небольшие.
Однако то, что климат изменился – тоже верно. Назвать причины этого и сказать, чего нам ждать от погоды дальше, сложно. Для исследований нужны колоссальные объёмы информации. Ведь причин изменения климата может быть масса: внутренние процессы Земли, смещение магнитных полюсов… А ещё нужно учитывать и изучать местные особенности. Учёные же часто оказываются в сложной ситуации – например, по линии Гидрометцентра информация почти вся закрыта. Хочешь заниматься наукой – информацию покупай. Нам иногда проще запрашивать данные… из Америки. Вот поэтому мы пока только можем констатировать факт: да, климат изменился. В каждом регионе по-своему. В Воронежской области мы наблюдаем повышение зимних температур.
Глобально потеплело?
АиФ: – А лето разве не стало жарче?
Л.А.: – Глобальное потепление тоже никто не отрицает. И в Воронеже мы наблюдаем его проявления. Но в широком смысле летние температуры не изменились. Просто нужно понимать, что климат – это не погода в мае 2013 года. Климатом называется 30-летний период.
Засушливость сама по себе – не новое явление для Воронежа, она наступает с периодичностью в 2-4 года. Просто смещается время её наступления. Если сухо в мае, когда земля ещё напитана влагой, – это не страшно. А вот если в июле-августе, когда почва и так сухая, – последствия могут быть плачевны для того же сельского хозяйства.
Но и это не самые серьёзные последствия! Глобальное потепление усилило так называемые меридианальные процессы. Попросту говоря – погода стала «приходить» к нам с юга на север или наоборот.
АиФ: – И чем это опасно?
Л.А.: – Сейчас на дворе май. Мы находимся в зоне умеренно-континентального климата, и по идее, температура должна быть плюс 18-21 С. Но она выше. Это поток тёплых воздушных масс с юга. Однако погода может пожаловать и с севера – и ситуация резко поменяется. Вплоть до заморозков. В 1936 году такое уже было – в начале июня похолодало до минус 5 градусов. Не исключено, что это повторится.
Почему горят леса?
АиФ: – А человек как-то может повлиять на погоду?
Л.А.: – Мы можем создавать искусственные дожди и, наоборот, рассеивать тучи и туманы. Это несложно. Вспомните из школьной программы, как появляется дождь. Влажный воздух прогревается снизу и перемещается вверх, там охлаждается, формируется облачность и выпадают осадки. Но если очень жарко – то влаги для дождя не хватает. В 2010 году у нас даже сухие грозы были.
Чтобы вызвать осадки, нужно просто охладить воздушные массы – для этого на самолёте распыляют сухой лёд. А чтобы разогнать тучи – йодистое серебро или цемент, эти вещества впитывают влагу. В США есть частные компании, которые всем этим занимаются. И мы в принципе могли бы пользоваться достижениями нашей науки, например, для сельского хозяйства в засушливую погоду. Но региону это будет дорого: нужна отдельная структура, а засуха у нас не каждый год.
АиФ: – Когда в Воронежской области начали гореть леса, многие заговорили о климатическом оружии…
Л.А.: – Климатическое оружие, конечно, существует. Это не секрет. Применяет ли его кто-то? Возможно, ведь его технологии не так дороги. Но ни одно государство об этом в открытую не скажет. В 70-е годы многие страны подписали соглашение о невмешательстве в природу. И неспроста, поскольку последствия нашего воздействия порой непредсказуемы. Да и количество опасных явлений и так растёт. Вот, к примеру, США – развитая страна, а ничего не смогла сделать с торнадо.
Что касается наших лесных пожаров, то здесь, скорее всего, – человеческий фактор. Но и в природе для возникновения пожаров предпосылки были. Мы замеряли тогда температуру почвы – она достигала плюс 70 градусов.
АиФ: – Хоть и сложно делать прогнозы, но всё-таки: чего нам ждать в ближайшее время?
Л.А.: – Тенденция примерно такова. Периоды жаркой, засушливой, безоблачной погоды будут появляться всё чаще. Потом будут формироваться кучево-дождевая облачность и выпадать осадки: дождь, град.