Примерное время чтения: 7 минут
1118

Как восстанавливали освобожденный Орел

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Орел 07/08/2013

5 августа 70 лет назад освободили Орел от оккупации. О первых часах в освобождённом Орле рассказал корреспондент газеты «Правда» Борис Полевой в статье «О чём вопиют орловские камни»: «…Полк шёл к центру Орла. Сколько сцен, трагических и радостных, которых никогда не забудешь, можно было наблюдать на пути полка, шагавшего по улицам только что освобождённого города.

Пожилая женщина, державшая на руках большеголового, с восковым личиком ребёнка, улыбалась и плакала, стоя на перекрёстке. Девушки бросали под ноги бойцам цветы. Какая-то седая женщина в бурых лохмотьях, выбежав из калитки, несколько мгновений остолбенело глядела на проходящий полк, потом лицо её озарилось радостью…».

А впереди орловцев ждала колоссальная работа по восстановлению города. Об этом рассказывает наш гость – Елена Ашихмина, преподаватель истории, кандидат филологических наук.

Разрушенный город

АиФ: – Елена Николаевна, насколько сильно пострадал наш город?

Е.А.: – Орёл был включён в число 15 старейших русских городов, наиболее пострадавших от войны.

В тему
■ До войны в Орле проживали 114 тысяч человек, в 1943-м – 30 тысяч.

■ В течение двух лет на оккупированной территории Орловской области действовали 166 партизанских формирований, в которых насчитывалось более 60 тысяч человек. Большой размах приобрела так называемая «рельсовая война». В ночь на 22 июля 1943 года партизаны взорвали 64 162 метра рельсов, что почти на целый месяц нарушило сообщение с Брянском, Льговом и Гомелем. За голову подрывника Ивана Мартынова фашисты назначили премию в 1000 марок.

В августе 1943 года Орёл производил тяжёлое и странное впечатление: дома на центральных улицах стояли с пустыми глазницами окон – немцы подрывали здания так, чтобы остались лишь внешние стены – киносъёмка давала иллюзию, что город ими не повреждён. На самом деле фашистами было уничтожено более полутора тысяч домов, взорваны все мосты, промышленные объекты, вокзал и железнодорожное полотно. В городе не работал водопровод, электростанция, радиоузел. Поломанные, сожжённые деревья и запах гари довершали картину. Добавьте к этим бедствиям страдания тех, кто оказался в оккупации. За спиной у каждого из них было 22 месяца изнуряющего голода, холода и страха.

Едва разнеслась весть, что «наши пришли», люди бросились на Московскую, где со слезами радости встречали бойцов. Кто-то нёс букеты, кто-то предлагал постирать, починить; предложить особенно было нечего, но очень хотелось что-то сделать для освободителей. Это было такое невероятное счастье – снова увидеть своих.

Отсчёт новой жизни

АиФ: – Когда началось восстановление города?

Кстати
За год после освобождения в городе было восстановлено 65 тыс. кв. м производственных площадей, 30 тыс. кв. м жилого фонда, 14 школ, 20 детсадов, драмтеатр, два кинотеатра и другие культурные учреждения.

Е.А.: – Уже вечером 5 августа и на следующий день многие горожане стихийно собирались там, где до войны учились, работали. Практически сразу началась по-настоящему удивительная эпопея возрождения. Разбирали завалы, убирали, ремонтировали, красили. Ежедневно рабочие, служащие, даже школьники после работы или учёбы ходили «на кирпичи» – так называли разбор взорванных домов. Целые кирпичи складывались отдельно, остальные разбивались в щебёнку. Ею, например, выложили дорожку между заводом им. Медведева и «Текмашем», позже покрытую асфальтом.

«Кирпичи» были делом тяжёлым, но ещё труднее – работы «на рельсах», по заготовке леса. Но трудились без возражений! И видели результат. Город оживал. Уже в августе заработали 12 предприятий, 13 промышленных артелей, детская и городская больницы, поликлиники, женская консультация, две школы, 11 детских садов, четыре яслей, два детских дома, хлебопекарни; открылись две аптеки, в которые завезли основные лекарства. В октябре работающих школ было уже 13. К 10 сентября можно было набрать воду в 65 водонапорных колонках (из бывших 72). 31 октября всем городом посадили 2000 деревьев.

Конечно, в каждом доме были проблемы под названием «дрова», «уголь», «керосин», «электричество». Паровоз, за счёт которого производилось электричество, часто стоял без топлива, и орловцы освещали дома керосиновыми лампами и коптилками – жестяными банками с соляркой и самодельным фитилём. Жители несли в школы и садики свои стулья, столы, керосиновые лампы, посуду; в помещениях было холодно. В ту зиму дети сидели на уроках одетыми, писали на газетных полях, так как тетрадки были редкостью. Но в школе давали завтрак: 20 г хлеба – кусочек, посыпанный сахаром. Нормы питания были введены для всех: 500 г хлеба полагалось рабочим, 400 г – служащим, иждивенцам и детям – по 300 грамм. Было, конечно, очень и очень голодно.

АиФ: – А когда в Орле было восстановлено движение трамваев и поездов?

Е.А.: – Трамвайное движение начали восстанавливать уже в августе. Но пустили трамвай после устройства высоководного деревянного моста через Оку. Мост же открыли к годовщине Октябрьской революции – 7 ноября, и 16 ноября по нему прошёл трамвай – от вокзала до Воскресенского переулка, тогда Володарского. Трамваи, правда, довольно часто стояли из-за перебоев с электричеством. А с паровозом уже 1 сентября можно было доехать до Верховья и Хотынца.

АиФ: – О культуре, наверное, тогда не думали?

Е.А.: – Наоборот! Надо отдать должное городскому руководству – оно очень старалось дать людям ощущение, что жизнь налаживается, что будет лучше. Уже 29 августа открылся стадион! Футбольная команда Орловского гарнизона и московский ЦДКА сыграли со счётом 5:2 в пользу москвичей. Вовсю ремонтировался кинотеатр «Родина» – его сдали в сентябре, и это стало настоящим праздником. Здесь был зал на 650 мест, и до 1949 года, т. е. до сдачи городского театра, в «Родине» проводили самые парадные городские собрания и торжества.

В сентябре 43-го в город вернулся кукольный театр. 3 октября он показал сказку «По щучьему велению» в постановке А. Вознесенской. Орловский городской театр дал свой первый спектакль 8 апреля 1944 года по пьесе «В степях Украины» А. Корнейчука.

Уже 11 августа 1943 года вышли на работу сотрудники областной библиотеки им. Н. К. Крупской (ныне имени Бунина). Она располагалась тогда на улице Ленина, 1, прямо у разрушенного Александровского моста. Её фонды были утрачены, стеллажи и мебель разломаны, но 12 сентября библиотека уже открыла читальный зал, а 4 ноября – абонемент. К концу 1943 году в библиотеку записалась 1000 читателей!

В сентябре детей приняла библиотека Крылова, а в ноябре заработала Пушкинская библиотека. Чтение было важным досугом того времени, оно ещё и служило делу воспитания.

В декабре 43-го заработало радио, открылось музучилище на втором этаже дома на ул. Ленина, 25. Студентов набирали на отделения вокала, фортепиано, скрипки и виолончели, народных инструментов, дирижёрско-хоровое, оркестровое.

Городская жизнь была немыслима без газет. Их читали все, свежих номеров ждали! «Орловская правда» выходила всю войну, её редакция до освобождения находилась в Ельце. Номер от 6 августа 1943 года с новостью об освобождении Орла передавали из рук в руки…

5 августа для Орла – совершенно особенный день. Как человек, избежавший смерти, считает день избавления своей новой датой рождения, так и Орёл отмечает 5 августа как день отсчёта своей новой жизни. И потому для каждого орловца 5 августа – очень личный, очень важный, может быть, самый дорогой праздник.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах