aif.ru counter
564

Субботники и хлысты. Какие религии процветали в Воронеже сотни лет назад

Кто такие хлысты, как давно пришли в Черноземье ислам и иудаизм и когда появились воронежские католики, лютеране, баптисты - в материале «АиФ-Черноземье».

Васнецов А. М. Сжигание чучела Масленицы.
Васнецов А. М. Сжигание чучела Масленицы. © / Commons.wikimedia.org

Духовный поиск всегда был свойствен нашим землякам. Большинство, конечно, искало спасения на путях православия, но было и немало сторонников разнообразных культов, уходящих корнями в седую древность. 

В Сарайской епархии

Изначально жители воронежского края были язычниками, но с христианством они, вероятно, познакомились уже в первые века после его возникновения благодаря реке Дон – транспортной артерии, связывавшей наши места со средиземноморской цивилизацией. Самые древние кресты, найденные под Воронежем, относятся к IV веку – эпохе господства готов, которые были христианами-арианами.

Впрочем, закрепилось учение Христа на среднем Дону меньше тысячи лет назад – значительно позже крещения Руси князем Владимиром. Известно, что в 1261 году в столице Золотой Орды Сарае появилась православная епархия. А вскоре Сарайская епархия начала спорить с Рязанской за Червлёный Яр – земли от реки Воронеж до Хопра. Оба митрополита посылали туда своих священнослужителей и получали доходы. Можно сделать вывод о том, что в эпоху ордынского ига в этих местах уже была развита церковная жизнь.

«Воронежский край долго был зоной фронтира, границы Руси, а потому привлекал к себе разношёрстное и беспокойное население – военных, торговцев, разбойников, – говорит краевед Николай Сапелкин. – У разных группировок были свои представления о Боге. В XVIII веке в Воронеж прибыл прогрессивный и энергичный архиерей, ставший в будущем святым, – Тихон Задонский. Он стал практиковать выезды в приходы, знакомиться с местной религиозной жизнью. И оказалось, что глубокого христианского благочестия в нашем регионе не наблюдается. Здесь обнаружили духоборов, хлыстов, молокан, иудействующих, которых тоже посчитали сектами, отколовшимися от православия. Однако не исключено, что эти люди так верили издревле».

Святитель Тихон обнаружил в наших местах и пережитки древней языческой традиции прославления Солнца. Это открытие было сделано неожиданно. Прибыв в Воронеж, архиерей удивился: местные жители почти не обратили внимания на его приезд. Оказалось, что в тот день воронежцы широко отмечали праздник Ярилы.

Святой приложил немало сил для борьбы с такими верованиями, однако и сегодня здесь колядуют, празднуют Масленицу и День Ивана Купала. Теперь принято считать, что эти традиции уже не противоречат православию.

Соха да пятикнижие

Церковь начала давление и на оригинальные культы – прежде всего, на иудействующих, или субботников. Уж очень необычным явлением они были: простые русские крестьяне почему-то носили ветхозаветные имена – Авраам, Моисей, Исаак, делали обрезание, не ели свинину, игнорировали христианские праздники, зато чтили субботу. На Пурим, когда у православных христиан Великий Пост, иудействующие по еврейской традиции пили до тех пор, пока не начинали путать фразы «Да будет проклят Аман» и «Да будет благословен Мордехай».

С православными священниками-миссионерами субботники старались не спорить, отвечая коротко: «Наше дело – соха да пятикнижие». Среди иудействующих были распространены фамилии: Кожокины, Матвеевы, Бочарниковы, Шишлянниковы, Карповы, Борисовы и др. Часто они жили в одних сёлах с православными и, как ни удивительно, никаких трений при этом не возникало.

А вот государство действовало по-своему: иудействующих выселяли из сёл и деревень, ссылали в солдаты. В результате, они уходили всё дальше из наших мест: сначала в Саратовскую губернию, потом – в Астраханскую и, наконец, в Зауралье и Закавказье. Сегодня потомки воронежских субботников живут в Армении, Азербайджане, Грузии, Хакасии и Иркутской области.

Из Ильинки в Израиль

Репрессии прекратились только в конце 1905 года: после первой русской революции религиозным диссидентам позволили выйти из подполья. 90 жителей села Верхняя Тишанка сразу записали себя евреями, несмотря то, что были русскими. Всего же в Воронежской области этнографы насчитывают 29 сёл, где компактно жили субботники. Это Клёповка, Озерки, Козловка, Бирюч, Абрамовка, Новая Чигла, хутора Бочарников, Шишлянников и другие населённые пункты Таловского и Бутурлиновского района.

В советское время, когда ограничения были окончательно сняты, иудействующие основали два новых посёлка в Таловском районе – Ильинку и Высокий. Ильинки уже нет – все жители уехали в Израиль. В Высоком сегодня живёт около 800 человек, в селе есть синагога.

Интересно, что когда синагоги не было, домом молитвы по очереди становились дома недавно усопших. После смерти человека в его жилище приносили свиток торы. Собрания проходили там до тех пор, пока не появлялся новый покойник в другом доме.

Вопрос о том, считать ли воронежских субботников настоящими иудеями, долго не могли решить даже в Израиле. В конце концов сложилась практика считать их герами – иноверцами, принявшими иудаизм. Обрезание им проходить не нужно, а вот знание ветхозаветного закона раввины требуют. Впрочем, с этим у наших земляков проблем нет: в Израиле их считают очень религиозными. Даже появился особый термин: «ильинцы» – выходцы из Ильинки. Многие из них сделали хорошую карьеру в армии, политике и других сферах.

Откуда же появились субботники на воронежской земле? Учёные могут только строить догадки. Когда воронежские крестьяне могли попасть под влияние иудеев – неизвестно. Ещё в XIX веке появилась версия, что иудействующие – это потомки хазар, элита которых исповедовала иудаизм.

На одном «корабле»

В Воронежской губернии также часто встречались хлысты, или христоверы.

«В основе их вероучения было представление о том, что Дух Божий не ушёл вместе с вознёсшимся Христом, – рассказывает Николай Сапелкин. – Благодать Святого Духа может входить в человека – в зависимости от того, как ярко тот горит в вере».

Тот, в кого якобы входил Святой Дух, именовался «христом» и формировал вокруг себя общину – «корабль». Хлысты допускали, что на земле может быть сразу несколько христов. Разумеется, государство и официальная церковь жёстко преследовали тех, кто исповедовал такое учение.

О ранних лидерах христоверов сохранились только легенды. Одним из первых достоверно существовавших был Перфил Катасонов, который объединил все общины России. Катасонов был родом из-под Воронежа. В последние годы жизни, вернувшись с каторги, он жил в Борисоглебске.

После смерти Катасонова всех хлыстов страны возглавил уроженец села Красный Лог Каширского района Василий Мокшин. Он тоже жил в подполье и прошёл каторгу. А в 80-е годы XIX столетия преемником Мокшина стал ещё один воронежец Василий Лубков. Эпоху руководства каждого нового «христа» хлысты называли «веком». Василий Лубков стал вождём «XXI века» и называл себя «сыном вольного эфира».

Во главе каждого «корабля спасения» были «папаша» и «мамаша» – «христос» и «богородица». А в большой общине мог быть и «небесный кругозор» – все «евангелисты» и «апостолы». Особо уважаемый человек играл роль Иоанна Крестителя.

Религиозные собрания христоверов делились на два вида: «радения» и «мистерии». Во время радений хлысты громко топали, кружились и впадали в экстаз, испытывая восторг, переживая видения и слыша голоса. Мистерии были подобием театральных постановок на религиозные темы.

Бежавший с каторги Василий Лубков до 1905 года находился на нелегальном положении. При этом, по подсчётам историков, у него было 120 тыс. последователей по всей стране. После первой русской революции давление прекратилось, но христоверы по-прежнему чувствовали себя неуютно и начали уезжать в отдалённые концы империи, чаще всего – в Закавказье. А в 1912 году около 2 тыс. воронежских хлыстов забрались на другой конец света – в Уругвай, где основали город Сан-Хавьер. Их потомки живут там до сих пор.

В Воронежской губернии хлысты проживали в селе Ширяево под Калачом, сёлах Старая Хворостань, Аношкино нынешнего Лискинского района, том же селе Красный Лог и в городе Боброве.

«Не исключено, что этот культ – отголосок религиозной практики какого-либо древнего народа, проживавшего на территории нашего края», – предполагает краевед.

Однако история этого необычного явления почти завершилась. Сегодня большинство хлыстов стали пятидесятниками-харизматами, обнаружив у них схожие религиозные взгляды. В уругвайском Сан-Хавьере сохранилось здание для собраний. Пожилые сан-хавьерцы поют там религиозные гимны на русском языке, но никаких радений уже не устраивают.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество