Премьер–министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что в ближайшие годы правительство планирует дополнительно вложить в социальную поддержку села 100 млрд руб.
Машины вместо людей
Новость приятна, особенно для нашего аграрного региона. За последние десятилетия с лица земли то и дело исчезают обнищавшие сёла и деревеньки. Если в 2011 году в области насчитывалось 1 699 населённых пунктов, то в 2013–м их осталось уже 1 638. Безусловно, эти проблемы начались не вчера. По данным краеведа Николая Муравьёва, с 1940 по 1975 гг. на Тамбовщине исчезло 1 608 сёл, с 1976 по 1992 гг. – ещё 949 населённых пунктов.
Но драматизировать ситуацию не стоит. За последние годы в области в два раза увеличился объём производства сахарной свёклы, показатель сбора зерновых культур достиг 3 млн т. Словом, машины и технологии сегодня заменяют людей.
Ставка на укрупнение
Русское село как уникальное культурное образование должно быть сохранено. Но участь так называемых неперспективных сёл – известна. Кстати, во времена Хрущёва также делалась ставка на укрупнение сёл. Хорошо это или плохо? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Эту проблему можно рассмотреть на примере Сосновского района. Здесь недалеко от села Дегтянка построен мощный животноводческий комплекс, который обеспечивает работой всю округу. Власти вкладывают средства в развитие инфраструктуры. Иными словами, у села есть перспектива. Но что делать 10 тысячам владельцев личных подворий в этом районе? Вот где резервы. Их нужно объединять в кооперативы, чтобы решить многие их проблемы, в частности, сбыта продукции, о чём мы говорили на страницах «АиФ–Тамбов» в № 6, 7, 12, 14. Но пока у государства нет внятной стратегии развития кооперативов. Хотя, по словам начальника управления сельского хозяйства области Александра Аксёнова, на федеральном уровне разрабатывается программа поддержки сельских кооперативов. Это будет грантовая, то есть адресная поддержка.