Полтора месяца, как в стране действуют новые требования к автошколам. Под изменённые стандарты придётся подгонять и учебные программы, и оснащение. Насколько нужна эта затея, и уменьшится ли после этого аварийность на дорогах?
Подтянуть вожжи
Специалисты ГИБДД считают, что требования к новым программам вполне выполнимы. Сами автошколы больше всего пока озадачены приведением в норму учебно–материальной базы. Ведь проверять на соответствие программам будут всё, вплоть до комплектов манекенов для курса оказания медпомощи. Ещё одна головная боль – учебные площадки. Теперь они не могут занимать менее 0,24 га земли.
Проверкой автошкол на соответствие нормативам и выдачей заключения на дальнейшую работу вновь займётся ГИБДД.
– Акты обследования выдавались нами и раньше. Но в последние несколько лет «вожжи отпустили» – с нас были сняты эти полномочия. В результате уровень подготовки водителей во многих автошколах заметно упал, – рассказывает Олег Серов, старший госинспектор МРЭУ УГИБДД России по Тамбовской области.
Дело в том, что вследствие такой «свободы» упрощённым стало открытие самих автошкол. Ведь лицензии им выдавались, что называется, в два счёта. А поставить штамп о подготовке водителей – дело нехитрое.
– У некоторых ни эстакад, ни даже площадок своих не было. И практические занятия они проводили только в городе. Либо заключали фиктивные договоры с теми, у кого была нормальная база. Фактически людям приходилось практиковаться в местах, чуть ли ни заросших бурьяном, – рассказывает Сергей Леденёв, соучредитель одной из автошкол Тамбова.
Дельцы не дремлют
До недавнего времени на Тамбовщине работали 66 автошкол, что довольно много для нашего региона. Насколько сократится их число, пока сказать трудно, т. к. ни одной выездной проверки ещё не проводилось. По данным областного ГИБДД, на 24 сентября было подано 18 заявок на согласование программ, из них 6 вернули на доработку. Видимо, не все ещё готовы к такой «экзекуции». Зато не дремлют предприимчивые граждане – нашлись те, кто уже начал сдавать свои земельные наделы в аренду в качестве полигона.
Копите деньги на экзамены
Вместе с увеличением срока обучения в автошколах больше станет и плата. Теперь тамбовчанам придётся готовить сумму в полтора раза больше, чем раньше – около 30 тыс. руб. Значит ли это, что желающих получить корочку станет меньше? Тем более что недалёк час, когда раскошеливаться придётся ещё и на сдачу каждого экзамена в ГИБДД. Соответствующий законопроект в стране уже подготовлен. По мнению специалистов, это поможет ограничить поток «случайных» людей, желающих сесть за руль. Ведь некоторым права были нужны для того, чтобы «не отстать» от друзей. А подготовка была слабой. Так, в 2013 г. с первого раза прошли испытания около 19% от общего числа сдававших в регионе.
Разработчики реформ надеются на снижение печальной статистики ДТП. Хотя есть мнение, что «горе–водителей» меньше не станет, т. к. число машин на наших дорогах только растёт. В последнее время количество транспорта на Тамбовщине увеличивается на 10–12 тыс. единиц ежегодно.
Есть ещё и опасения по поводу того, что в процессе проверок и экзаменов по–прежнему не обойдётся без взяток. А с ними, как известно, «работать» легче, чем с законом…