Примерное время чтения: 10 минут
142

Одна из УК Тамбова обобрала жителей на 815 тыс. рублей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Тамбов 27/09/2013

Если федеральное законодательство в сфере ЖКХ исполнять по букве закона, то «коммуналка» попросту рухнет. Но потребители исправно платят даже за некачественные услуги, а поставщики и распорядители ресурсов все издержки стараются возложить на тех же потребителей. И, чтобы отделить мух от котлет, региональные власти ещё летом лишили управляющие жилищные компании права распоряжаться платежами за поставку ресурсов. При этом система формирования платежей в сфере ЖКХ продолжает оставаться чёрным ящиком. Граждане получают платёжку и платят, но не всегда понимают, за что и по какому праву. Накануне отопительного сезона эта проблема становится особенно актуальной.

Под гул народного ропота

В начале этого года региональные власти с подачи центра признали свою ответственность перед гражданами за состояние коммуналки. И под гул народного ропота создали Общественные советы по контролю над сферой ЖКХ. В конце марта на первом заседании совета тамбовский губернатор отметил, что в его работе должны присутствовать не только ответы на критику ЖКХ, но и рассматриваться дельные предложения. Для этого он порекомендовал включить в совет и представителей различных политических партий, что лишний раз свидетельствует – положение в системе ЖКХ стало и политической проблемой.

Как во всякой общественной организации, созданной сверху, руководящие места в совете заняли чиновники, и возглавляет его вице-губернатор Николай Перепечин. Есть в совете, правда, и серьёзная заноза – «мятежный» председатель совета многоквартирных домов Людмила Ковергина. Она, в отличие от чиновников, разобралась в тонкостях законодательных актов и правительственных постановлений, касающихся ЖКХ, поэтому постоянно выигрывает судебные тяжбы. У неё, например, хранится около двух сотен неоплаченных платёжек за тепло – она документально доказала, что управляющая компания в 2010 году обобрала жильцов двух домов на 815 тыс. рублей, и суд освободил пострадавших от липовых платежей. Ковергина пользуется тем, что законодательная база для ЖКХ кроилась с учётом грядущей модернизации на основе инноваций и ростом доходов населения. У региональных властей было время и средства, чтобы хотя бы подогнать систему ЖКХ под требования закона, но всё руки как-то не доходили.

Сбои в программе

За «круглым столом», устроенным в конце марта по случаю создания общественного совета по ЖКХ, коммунальщики и энергетики пытались объяснить журналистам, откуда растут ноги у тарифов. Но при этом так и не сказали, какой, например, умник разработал нормативы потребления воды на общедомовые нужды, включив туда даже отбор проб воды для проверки её качества. Изобретателям этого очередного способа отъёма денег у населения, видимо, невдомёк, что при обнаружении некачественной воды (а этот факт легко установит независимая экспертиза) потребитель по федеральному законодательству вообще имеет право не платить за неё. Ни копейки!

На одном из брифингов директор Тамбовского единого расчётного центра Алексей Власкин пояснил, что в общедомовые нужды входят также технологические потери при промывке сетей и расход воды для влажной уборки подъездов.

– Что касается расчёта и начисления этой платы, – обрадовал Власкин потребителей, – то в домах с общедомовыми приборами учёта, которых в Тамбове около пятидесяти, сделать это будет легко. Там, где эти приборы учёта отсутствуют, придётся оплачивать потреблённую на общедомовые нужды воду, исходя из установленных нормативов.

Нормативы, взятые с потолка, – любимая статья неправедных доходов коммунальщиков. На общедомовую воду они таковы, что на влажную уборку каждой ступеньки лестничного пролёта по их расчётам ежедневно уходит по ведру воды. Понятно, что этим тарифом коммунальщики затыкают дыры в трубах и прорехи в своих карманах. Ранее похожая история случилась с оплатой электро­энергии на общедомовые нужды. Стоимость общего света влетала в копеечку – 60-ваттная лампочка в подъезде превращалась в прожектор противовоздушной обороны. Коммунальщики обещали сделать перерасчёт, ссылались на «сбои в программе». Но большинство граждан платили и продолжают платить без сбоев – поди, проверь!

На три буквы                                

Кстати
Нормативы потребления воды для жилых домов завышены как минимум раза в полтора. Это обстоятельство и стало главным стимулом для установки счетчиков воды. Цена этому нехитрому прибору вместе с установкой – 1700 рублей. Один на холодную, другой на горячую воду – 3400 рублей за пару получается. Каждый из них через 4-6 лет подлежит государственной метрологической поверке, которая обходится в 390 рублей. Но чаще всего за это же время счётчик воды экзамен на пригодность не выдерживает и его приходится менять. Причем заявку на поверку либо его замену необходимо сделать заранее. То есть экономия, о которой твердят коммунальщики, сводится к нулю .

Городские власти на все жалобы горожан отвечают ёмкой фразой: «Обращайтесь в суд». Некоторые обращаются и, чаще всего, выигрывают утомительную тяжбу. Например, тамбовчанке Таисии Буданцевой с улицы Володарского за несуществующие долги управляющая жилищная компания отключила электричество. Липовые долги «нарисовались» после того, как Буданцева отказалась платить за «текущий ремонт», вполне обоснованно полагая, что эти платежи входят в строку «содержание и ремонт общего имущества». Через восемь месяцев после выигранных судов свет в её квартире появился. Но долги в сумме 14 тыс. рублей на ней продолжают висеть. Коммунальщики решили попросту наказать рублём законопослушную гражданку. А нечего на законы ссылаться! Нарисовали в платёжке сумму – плати!

Правда, далеко не все решения судов исполняются, и нужно обладать настойчивостью всё той же Ковергиной, чтобы собрать для суда нужные бумаги и выиграть процесс. Но ведь обеспечение нормальной жизнедеятельности города и его обитателей – прямая обязанность органов местного самоуправления. Им горожане поручили защищать интересы населения. Поэтому в большинстве случаев направлять граждан в суд – это всё равно, что посылать их на три известные буквы.

Не отнимать, а сохранять

В конце мая в администрации области прошло очередное заседание Общественного совета по вопросам ЖКХ, на котором обсуждалась самая острая для Тамбова проблема: долги управляющих компаний поставщикам ресурсов. В целом по городу они приблизились к миллиарду рублей, но губернатор Олег Бетин тогда категорически заявил, что денег на погашения долгов не даст – расплатиться должны управляющие компании.

По оценкам экспертов, ежемесячно 95% населения исправно оплачивают коммунальные услуги, однако значительная часть денег странным образом теряется в управляющих компаниях. «Или вы находите решение, – заявил Олег Бетин, обращаясь к руководителям компаний, – или вам придётся понести ответственность, вплоть до уголовной. Ведь речь идёт о налаженном механизме отъёма денег у сотен тысяч тамбовчан».

И губернатор предложил коммунальные платежи за поставку тепла, воды, газа и прочих ресурсов перечислять непосредственно поставщикам, минуя управляющие компании.

На то время задолженность тамбовских управляющих компаний превышала 1 млрд рублей. После того, как финансовые потоки от населения власти волевым усилием направили непосредственно поставщикам ресурсов, две трети долгов удалось погасить. Несколько управляющих компаний пытались до последнего момента удержать финансы в своих руках, но ими занялись правоохранительные органы.

С 1 июля 2013 года случилось очередное повышение тарифов жилищно-коммунального хозяйства. Федеральные власти заверяли, что рост не превысит 6%, но лиха беда начало. Берём итоговую сумму в платёжке за стандартную трёхкомнатную квартиру в Тамбове за август 2012 года – 1747 рублей. А в августе этого года итоговая сумма уже составила 2122 рублей. Рост – 21%. И это без учётов расходов на отопление. За год почти вдвое выросли платежи за содержание и ремонт общего имущества, удвоилась плата за горячее водоснабжение, на треть выросли расходы на управление домами. Последний показатель свидетельствует, что о своих прямых доходах коммунальщики тоже позаботились.

Эксперты полагают, что ослабить коммунальное бремя могут энергосберегающие технологии, индивидуальные приборы учёта. Но при условии, если и поставщики ресурсов наконец–то всерьёз займутся модернизацией котельных, насосных станций, водозаборные узлов, а также инженерными коммуникациями, что в общей сложности позволит сократить потери тепла на 40%.

Мнение эксперта

 Людмила Ковергина, председатель совета много­квартирных домов, член Общественного совета по конт­ролю над сферой ЖКХ:

– Почему мы должны каждый раз обращаться в суд, в региональные и федеральные органы власти, если вопрос находится в компетенции местного самоуправления? На них в первую очередь лежит ответственность за качество услуг ЖКХ. Для чего тогда нам глава городской администрации, глава города со своей думой и штатом чиновников, занятых сочинением отписок на обращения граждан? Считаю, что в целях экономии бюджетных средств от таких ненужных структур нужно освобождаться. А разрезание красных ленточек можно поручить и студентам. Местная власть, спихнув заботу о коммуналке частным компаниям, фактически отдала им и фиксированную долю муниципального имущества.

Общедомовая собственность документально не оформлена, а существующие договора – юридически ничтожны. Не учитывается также, что коммунальные ресурсы не могут быть объектом гражданского права – об этом внятно говорится в статье 128 Гражданского кодекса России. Но в своих ответах на жалобы о недопоставках тепла руководители управляющих компаний всю вину сваливают на поставщиков ресурсов: мол, низкая температура в квартирах вызвана недогревом со стороны теплоснабжающей организации. Но при чём здесь мы, плательщики? Вы же заключали договор с поставщиками ресурсов, а мы с вами заключили соглашение о поставке нам услуг ЖКХ в полном объёме.

Управляющие компании толком не знают, каким имуществом они управляют, поэтому сосредоточились на управлении деньгами. Всё это и приводит к произволу в организациях коммунального комплекса, создаёт почву для коррупции. Полагаю, что если и чиновников штрафовать за неисполнение федерального законодательства хотя бы в размере 50% от их жалованья, то доходы по этой статье сполна покроют рост тарифов на услуги ЖКХ. Да и обращаться с законом они станут поаккуратнее...

Мнение власти

Олег Бетин, глава администрации Тамбовской области:

– Бесконечные порывы и аварии перечёркивают всю политику энергоэффективности. В таких условиях заниматься экономией невозможно. В этом году мы планируем получить 460 млн рублей из федерального бюджета на строительство современных модульных газовых котельных. В настоящее время в регионе ещё остаются объекты, обеспечивающие теплоснабжение на угле и мазуте, что приводит к высокой себестоимости тепловой энергии. Переход же на газ заметно сократит расходы на покупку теплоносителя, а значит, отразится и на тарифах ЖКХ. В рамках целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» в 2013 году с угля на газ планируется перевести почти 450 котельных в бюджетных учреждениях региона. Вместе с этим создаётся впечатление, что домовладельцы не заинтересованы в установке индивидуальных приборов учёта, хотя рассчитываться по их показаниям выгоднее, чем по нормативам. В конце концов, если они считают установку нецелесообразной, то пусть платят…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах