Социальная сфера для Тамбовщины приоритетна. Её активное развитие в последние годы связано и с тем, что увеличивается число качественно подготовленных трудовых ресурсов. Подготовка кадров ведётся в рамках кластера «Социальная сфера», базовой организацией которого является педагогический колледж г. Тамбова. В состав кластера входят учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты, сферы обслуживания. Они – и заказчики, и потребители образовательных услуг.
[left_dossier: 14260
]Проявлять гибкость
– Наши студенты должны быть активными, инициативными и конкурентоспособными. Современным людям, какую бы сферу деятельности мы не взяли, нельзя замыкаться в рамках одной профессии. Нужно уметь перестраиваться, постоянно быть в режиме развития, – говорит директор педагогического колледжа Ольга Шаталова.
На деле это выглядит так. Допустим, по требованиям работодателей педагог теперь должен не только обладать глубокими знаниями в определённой предметной области, но и освоить целый спектр актуальных компетенций, связанных с физкультурно–оздоровительной деятельностью, духовно–нравственным, патриотическим воспитанием школьников. Такие же требования готовы предъявить заказчики и к социальным работникам. Или возьмём детские сады. Здесь сегодня нужны настоящие асы, готовые развивать вариативные формы дошкольного образования, в том числе в негосударственном секторе. А ещё – уметь помогать в семейном воспитании.
При подготовке студентов с широким охватом компетенций одними рамками общепринятого государственного стандарта сегодня не обойтись. Для этих целей и предусмотрена так называемая вариативная часть обучения.
– Количество новых дополнительных образовательных программ, помогающих совершенствоваться в выбранной профессии для социальной сферы, постоянно увеличивается. Всего ими охвачено более 40% студентов, – поясняет Ольга Шаталова. Выполняя межкластерную функцию в подготовке специалистов для образовательных организаций СПО, в 2014 году открылись курсы переподготовки мастеров производственного обучения, а в этом году в педагогическом колледже введена новая специальность «Профессиональное обучение» с квалификацией «Мастер производственного обучения». Кластерный подход позволяет объединить ресурсы и обеспечить систему молодыми кадрами.
От доступной среды до туризма
В последние годы Тамбовщина делает упор на развитие так называемого инклюзивного образования (когда дети–инвалиды обучаются вместе со здоровыми сверстниками – Ред.). По заявкам работодателей, в рамках программы «Доступная среда» стали обучать специалистов дошкольного образования для работы с детьми с особенностями развития. Ещё одно интересное ноу–хау – компетенция «организатор школьного туризма». В сфере образования эти знания требуются ещё и для участия в разных конкурсах, например, касающихся краеведческого туризма.
Кстати, введение новых специальностей в кластере повлияло и на контрольные цифры приёма. Так, в 2014 году их выполнили на 109,9%. В одном только педколледже сегодня обучается 1200 человек, тогда как ещё пять лет назад их было 497.
Таким образом, кластерная система обучения прогрессивна и дает гораздо больше возможностей трудоустроиться.