На вопросы редакции «АиФ–Тамбов» отвечает директор юридического института ТГТУ Елена Орлова.
– С учётом 20–летнего опыта подготовки юридических кадров и полученных за эти годы результатов, какие тенденции развития современного юридического образования вы можете выделить, и как они влияют на содержание работы Юридического института ТГТУ?
– В последние годы актуальность проблемы эффективной подготовки юристов только возрастает. На мой взгляд, это связано не столько с пресловутым «перепроизводством» юристов, о чём все говорят и с чем я категорически не согласна, сколько с глубокими изменениями внутри самой юридической профессии. Меняется характер потребностей общества и государства в юридических кадрах. Сегодня необходимы юристы, способные обеспечить новое качество правового сопровождения экономики и управленческих процессов.
Если раньше в основном требовался функционер–законник, профессионально и мировоззренчески ориентированный на публично–правовую сферу, то сегодня юриспруденция становится всё ближе к экономике, расширяется частно–правовое поле, требующее больше креативности, гибкости, способности к самостоятельной творческой работе, самообразованию.
Другая тенденция заключается во всё большей специализации как профессиональной правовой деятельности, так и юридического образования, прикладной характер становится чуть ли не краеугольным камнем всей подготовки юриста.
Причиной этих тенденций является: усложнение и специализация законодательства, увеличение потребности бизнеса в эффективном правовом сопровождении, увеличение форм частно–государственного партнёрства. Вопросы безопасности и качества жизни становятся всё более актуальными. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения прямая зависимость права и экономики. Насколько эффективны правовые механизмы – настолько успешна экономика.
Поэтому с нашей точки зрения, задачей современного юридического образования является обеспечение кадровых потребностей региона, с учётом особенностей кластерного развития экономики и потребностей работодателей. Именно это определяет содержание нашей работы, в этом заключается главная особенность Юридического института ТГТУ.
– Какова структура вашего института?
– Подготовка по специальности «Юриспруденция» в ТГТУ была начата в 1994 году. Юридический факультет состоял из одной кафедры «Правоведение», в рамках которой поначалу была сосредоточена вся учебная и научная работа. Сейчас институт состоит из 8 кафедр и 2 структурных подразделений.
– Что вы можете сказать о качестве образования в Юридическом институте ТГТУ?
– Во–первых, качество высшего юридического образования было неоднократно подтверждено в ходе нескольких аккредитаций. В 2012 году «Ассоциация юристов России» провела общественную аккредитацию качества высшего юридического образования (Свидетельство об аккредитации: от 10 октября 2012 № 97). К слову сказать, такую аккредитацию имеют лишь 10% вузов, осуществляющих подготовку юристов. Из условно технических ТГТУ до недавнего времени был единственным. В 2013 году ТГТУ был аккредитован Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Свидетельство об аккредитации: 1 апреля 2013 г. № 0510).
Во–вторых, качество образования в Юридическом институте ТГТУ, конечно же, обеспечивает преподавательский состав института. Подготовка студентов ведётся высокопрофессиональными кадрами, докторами и кандидатами юридических наук. Среди наших преподавателей очень много юристов–практиков, дополнительно занимающихся со студентами, передающих им свой опыт, практические знания и навыки. Кроме того, мы приглашаем ведущих учёных–юристов страны для работы с нашими студентами.
В–третьих, важнейшим фактором обеспечения качества образования является материальная база института. Убеждена: современное юридическое образование не может обойтись без серьёзной инфраструктуры. Всё это у нас имеется: от бассейна и стадиона до Wi–Fi, зала судебных заседаний и криминалистической лаборатории.
– Расскажите о формах и технологиях обучения в вашем институте.
– Юридический институт ТГТУ осуществляет подготовку по очной и очно–заочной формам обучения. Одной из особенностей подготовки по всем формам является широкое использование дистанционных и электронных технологий обучения. Наиболее удачно такой подход воплощён в очно–заочной форме обучения. Эта форма, с одной стороны, позволяет выбрать наиболее удобную для студента траекторию подготовки (занятия проводятся в вечернее время и с использованием дистанционных технологий), с другой – сохранить качество подготовки. В институте широко используются проектные технологии, позволяющие существенно повысить качество обучения студентов.
Помимо традиционных профилей по направлению 030900.62 – «Юриспруденция» (Уголовно–правовой профиль; Гражданско–правовой профиль; Государственно–правовой профиль) в Юридическом институте реализуются профили: Юриспруденция в сфере строительства; Юриспруденция в сфере энергетики; Юриспруденция в сфере медицинской деятельности; Юриспруденция в сфере деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, Международно–правовой профиль, Прикладная информатика в юриспруденции.
Такая специализация обусловлена стремлением института наиболее полно и эффективно удовлетворять запросы региональной экономики. Мы хотим максимально избавить работодателей от необходимости «доучивать» свои кадры.
На решение этой же задачи направлена подготовка по таким магистерским программам, как: Правовое обеспечение строительства и энергетики; Международное бизнес–право; Корпоративное право. «Классическая» магистратура представлена программами: Теория и история государства и права; Уголовный процесс, Криминалистика, Оперативно–розыскная деятельность.
В 2014 году планируется открытие новой магистерской программы «Судебные экспертизы» и профиля подготовки «Защита в чрезвычайных ситуациях» по направлению «Техносферная безопасность». В этом, на мой взгляд, наиболее чётко проявляется специфика нашего института, стремление быть адекватными запросам времени, тем более, что основным направлением научной деятельности института является разработка проблем правового обеспечения качества и безопасности личности, общества, государства.
На кафедре «Уголовное право и прикладная информатика в юриспруденции» открыта аспирантура и реализуется подготовка аспирантов по направлениям 12.00.09 «Уголовный процесс» и 12.00.12 «Криминалистика, судебно–экспертная деятельность, оперативно–розыскная деятельность».
– Что такое проектные технологии и как они используются в образовательном процессе?
– Система проектного обучения представляет собой инструмент развития необходимых практических навыков, а также профессиональной самостоятельности студентов.
Кроме того, в рамках реализации проектов студенты имеют возможность взаимодействовать с потенциальными работодателями, т. к. большинство проектов Юридического института реализуются совместно с органами публичной власти области и организациями.
Наиболее масштабные проекты: волонтёрский проект «Студенческая правовая приёмная»; «Новый участок»; «Зелёные площадки»; «Социально–правовая адаптация ветеранов»; специальный проект «Диалог», направленный на формирование профессионального мировоззрения и культуры студентов (начало реализации: 2014 г.)
Важнейшим структурным подразделением Юридического института, созданным в 2011 году, является Юридическая клиника «Студенческая правовая приёмная», структуру которой образуют центры оказания бесплатной юридической помощи, в которых наши студенты формируют навыки практической работы.
– Что вы можете предложить вашим абитуриентам?
– Прежде всего: бюджетные места, современную инфраструктуру, квалифицированных преподавателей, возможность трудоустройства и яркую студенческую жизнь.
В 2014 году Юридический институт ТГТУ располагает возможностью принять на бюджетные (бесплатные) места очной формы обучения по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»: 18 абитуриентов по программам бакалавриата и 10 магистрантов. По заочной форме обучения: 20 магистрантов.