В этом году у Тамбовщины появился официально запатентованный товарный знак Международной Покровской ярмарки. На логотипе – памятник Тамбовскому мужику. Автор этой работы Виктор Остриков – гость редакции «АиФ-Тамбов».
Вождя лепили избранные
Лариса Щербинина, АиФ-Тамбов: – Виктор Сергеевич, вы прошли период становления мастерства в советскую эпоху. Много ли корректив внесло время в дело скульптуры?
Виктор Сергеевич: – Тогда, чтобы тебе дали работу по ставке «скульптор», нужно было приобрести немалый опыт. Такое решение выносилось Москвой. Крупные заказы давались только именитым мастерам. Остальные же по большей части работали «по мелочи»: лепили рельефы орденов и медалей к праздникам. И возможности в плане сырья были гораздо хуже. Где что найдёшь, то используешь в деле. А сегодня всё есть в продаже: железо, камень. Гранит и мрамор со всего света привозят. Ну и, конечно же, моральные устои давали о себе знать – цензура была крепкой. Например, пришлось столкнуться с тем, что меня неоднократно заставляли «одевать» обнажённые фигурки, украшавшие второй этаж филармонии. В одно время их даже хотели уничтожить. В результате некоторые из них пришлось «принарядить», а часть так и оставил нагими.
Похожая история была и с фигурами Адама и Евы, располагавшимися внутри центрального ресторана. Тогда на Адама «надели» брюки, а на Еву – платьице. Получилось что–то наподобие колхозников с яблоком.
– Известно, что тогда было «модно» лепить Ленина. Вы работали с этим образом?
– Скажу так: не модно, а почётно. Вождя доверяли лишь тем, кто имел звание заслуженного члена Союза художников. Мне пришлось «иметь дело» с Лениным дважды: изготавливал горельеф для «Тамбовавтодора» и полутораметровый памятник по заказу городской администрации, который так и не успели поставить – начались демократические волнения.
Скромные меценаты
– Кому бы из современных руководителей вы смастерили памятник?
– Скульптор – это фиксатор истории. Чтобы оценить чьи–то заслуги, нужно определённое время. В том числе это касается и лидеров. А нынешние руководители – по большому счёту – хозяйственники. Я бы вылепил портрет Валерия Коваля – первого мэра Тамбова. Этот человек пытался немало сделать для народа. Сейчас строится так называемый Новый Тамбов. Вот там и хорошо было бы разбить целый сквер, носящий имя Коваля. И я бы с удовольствием взялся за воплощение этой идеи.
– А богатые люди в наше время стремятся себя увековечить?
– Конкретно на Тамбовщине – не особо наблюдаю такие стремления. В других регионах – да. И жён своих заказывают смастерить, и детей. Та же Рублёвка: там такого «искусства» – пруд пруди. У нас можно «лепить» при жизни некоторых меценатов, немало сделавших на благо региона. Но они отказываются. Хотя частных заказов по украшению усадеб – достаточно. Оформляют и внутреннее убранство, и экстерьеры. Просят в конкретных стилях украсить фонтаны, парковые зоны, гостиничные помещения. Сейчас хватает изысканных скульптурных творений у частников. Даже самые богатые и искушённые предки такого не имели. Одному известному в регионе бизнесмену как–то сказали друзья: «А вдруг революция? Не боишься, что всё отнимут?». Он же, не задумываясь, ответил: «Ну и пусть – детский садик красивый получится».
Крестьянин – с пластической операцией
– Насколько уважительно сегодня отношение к памятникам?
– Был у меня случай с памятником тамбовскому мужику. Практически сразу после установки ему отбили палец. Я восстановил его. Но спустя некоторое время мужика вновь «обидели» – ночью двое парней разбили ему лицо кувалдой. Здесь уже понадобилось более сложное «хирургическое» вмешательство. Пришлось спиливать голову и формировать её заново. Хорошо, что оставался слепок. После этого случая крестьянина поставили в бронзе.
Но в целом у нас не наблюдается инцидентов с памятниками. Больше стали фотографироваться возле них, особенно приезжие. Отрадно, что молодёжь с уважением относится к объектам. Единственное, что можно наблюдать, так это спортивные забавы на скейтбордах. Чаще всего ловкачество показывают возле Зои Космодемьянской. Но не от злого умысла и неуважения к истории. В большей степени от того, что негде молодёжи заняться этим увлечением. Об этом стоит задуматься руководству областного центра.
– Сильно меняется Тамбов в плане скульптурного творчества?
– За последнее время в Тамбове и вообще в регионе появилось много новых памятников и мемориальных досок. Раньше, кроме монументов Ленину, у нас не было достопримечательных объектов. А теперь, можно сказать, повернулись лицом к истории.
Но если брать шире, областной центр сегодня активно разрастается, а архитектурно–скульптурной формы, завязывающей строительную часть, нет. Берём лишь количеством. Причём даже там, где мы этого не хотим. Есть минус и в том, что здания «растут» как грибы, а скверов остаётся мало. Кроме дорог с машинами, ничего взору не открывается. Попытались что–то интересное изобразить в новых школах: в Тулиновке и в Радужном, а историческое здание Дома пионеров на Набережной, наоборот, «потерялось». Там сняли красивый барельеф 50–х годов, поскольку он был многотонным и стал представлять угрозу в плане безопасности. Теперь его решили восстановить, переведя в пластику.
– Насколько мне известно, у вас достаточно нереализованных задумок. Какие из них найдут своё воплощение в ближайшее время?
– Есть четыре современных проекта, с которыми выходим на монументальный городской совет. Самый главный из них посвящён известному тамбовскому литератору Александру Акулинину. Рядом с бывшим магазином «Букс» на Интернациональной есть трёхугольная аллея. На ней планируется расположить белый мраморный барельеф на гранитной стеле. Вторая идея – создать триптих Майе Румянцевой напротив парка культуры и отдыха. А ещё – две мемориальные доски, посвящённые поэтам Ивану Кучину и Александру Стрыгину. Вообще на Тамбовщине много известных личностей, которых можно увековечивать. И те же мемориальные доски вовсе не портят здания. Мы должны разными путями отмечать исторические и культурные точки. Для этого и архитекторов, и скульпторов у нас хватает.