Николай Воробьев – не только известный на Тамбовщине политик, профессиональный юрист, но и один из приверженцев либерально–правовых взглядов. Нам стало интересно, не претерпели ли изменения его взгляды за последнее время.
Халява кончилась
–Николай Иванович, сегодня слово «либерал» в нашем обществе воспринимается неоднозначно. Что вы думаете по этому поводу?
В нашей стране, к сожалению, не хватает ни свободы, ни права. На мой взгляд, эти идеи как бы «подморожены», но они есть и будут всегда. Хотелось бы только, чтобы в развитом виде. Без них, в частности, без экономической свободы, мы бы не имели и того немногого, что имеем. К примеру, худо–бедно, но хоть какое–то предпринимательство у нас существует. А оно возможно только в условиях свободной экономики.
– И всё–таки не кажется вам парадоксальным то, что в условиях экономической свободы да еще при богатейших природных ресурсах мы имеем то, «что имеем»?
– На мой взгляд, загадка этого парадокса как раз в недостатке права, свободы и демократии в стране. По всем объективным экономическим предпосылкам Россия должна быть наравне с высокоразвитыми странами, а мы сегодня практически по всем социально–экономическим параметрам – ниже среднего уровня, и даже – в отстающих. Ведь кроме природных ресурсов мы имеем огромный человеческий потенциал, да и денег у нас много. В таких условиях наша власть не может правильно расставить приоритеты. В первую очередь, заботится о себе, чиновниках, о так называемых «силовиках», а не о социальной сфере – здравоохранении, образовании пенсионном обеспечении и т. п.
– Но нельзя же утверждать, что за последние годы ничего не было сделано?
– Согласен. Например, капитально ремонтировали дома, благоустраивали города и посёлки. Но, увы, не за счёт экономического роста, а с помощью огромных денег, получаемых страной от добычи нефти и газа. Именно от этого большого пирога федеральная власть и «отщипнула» регионам. Такая халява кончилась: цены на нефть в два раза снизились и в ближайшее время на прежний уровень не вернутся. К этому кризису, как говорится, мы шли долго и упорно.
Середнячки
– Как можете охарактеризовать уровень жизни на Тамбовщине?
– В российских условиях трудно оценивать провинциальные достижения и недостатки в отрыве от общего положения дел. Мы – в лучшем случае середнячки по всем основным показателям. Правда, в последние годы немного продвинулись, но далеко не ушли, да и не смогли бы уйти. Регионы живут в условиях российского бюджетного федерализма, когда деньги «выкачиваются» из провинций и переводятся в центр. Потом в виде дотаций, субсидий и субвенций выделяются регионам. И в первую очередь тем, кто соответствующим образом проявляет себя, в том числе на федеральных выборах.
Ресурсы же в федеративной стране нужно распределять по принципу «пирамиды», чтобы в большей мере они оставались в регионах и муниципалитетах, там, где тоже живут люди и где тоже должны решаться их проблемы. Даже в трудные 90–е годы валовой внутренний продукт распределялся «фифти–фифти» – пополам между федеральным центром и регионами. Сегодня – 65 % на 35%. Но сколько не перечисляй в федеральный бюджет, если нет эффективного контроля со стороны населения, а всё решают чиновники, ресурсов никогда не будет хватать. В итоге регионы бедствуют. Даже для исполнения известных «майских» указов президента регионы, подстраиваясь под общую политику, вынуждены брать кредиты и еще больше залезать в долги. Иначе невозможно было повышать зарплаты тем же бюджетникам.
– Зачем тогда нужно было делать ставку на развитие местного самоуправления?
– Увы, в действительности такой ставки на муниципалитеты мы не сделали. Местному самоуправлению были переданы все жизненно важные полномочия: вот вам полная свобода, и вы за все отвечаете. Только финансовыми ресурсами не поделились. У тех же сельских поселений в большинстве своём 10–15 % – собственных средств, остальные – те, что дадут «сверху». Но когда и сколько – от них уже не зависит. В налоговой системе из четырнадцати налогов лишь три региональных и два местных налога (и то не самые жирные). Остальные – федеральные.
Как ни назови
– В этом году тамбовчанам предстоит выбирать губернатора. Независимо от своих политических предпочтений, что бы вы пожелали гипотетическим кандидатам?
– Если быть точным, то выбирать в сентябре будем не губернатора, а главу администрации области – именно так называется высшее должностное лицо на Тамбовщине согласно региональному Уставу. Кроме нас и липчан, во всех остальных субъектах – губернаторы. Но существенной разницы в основных полномочиях между ними нет. Где–то используют параллельные названия: губернатор и глава администрации. Когда разрабатывался наш Устав, были большие споры по этому поводу, и коммунисты выступили «против» – видимо, в силу каких–то своих убеждений. Ведь губернаторы считались высшими должностными лицами в губерниях еще в дореволюционной России. Хотя мне ближе краткое и звучное название: губернатор!
А пожелать мне хочется одного: чтобы этот человек победил на конкурентных и честных выборах. Тогда, кто бы ни стал губернатором, он будет чувствовать ответственность за решение дел в регионе перед избравшими его жителями Тамбовщины!