Привыкание к бедности
– Александр Петрович, многие эксперты утверждают, что этот экономический спад будет долгим, многолетним. Чем нам грозит затяжной кризис?
– Продолжительный кризис оказывает негативное влияние, прежде всего, на психологию населения. Люди начинают адаптироваться к жизни в условиях ограниченных доходов, ужимаясь во всём. Растёт число граждан, ограничивающих себя даже в базовых продуктах питания. У этой группы людей через несколько лет вырабатывается привычка к бедности.
– Разве это плохо – умение приспособиться к обстоятельствам?
– Вовсе нет, но одно дело – приспособиться, а совсем другое – привыкнуть. Привычка к бедности негативно влияет и на граждан, и на экономику. Кто долго живёт в бедности, перестаёт сопротивляться: искать работу, учиться и переучиваться, мечтать о собственном деле. И как следствие – снижение деловой активности населения, рост социального недовольства.
– Но сейчас–то, вроде как, спокойно?
– Да, потому что этот кризис воспринимается как нечто временное. Мол, скоро нефть опять подорожает, и всё вернётся на круги своя. Надо только переждать. Тем более что запас прочности у большинства есть. Ещё года два люди будут пользоваться компьютерами, обувью, одеждой, автомобилями, купленными в докризисный период. Но дальнейшее падение доходов будет восприниматься уже болезненно.
Антикризисные советы
– Александр Петрович, что делать в кризис нам, простым людям, не имеющим экономического образования?
– Сделайте анализ семейных трат и вашего стиля потребления. А после этого надо перенаправить свои финансовые потоки так, чтобы обеспечить минимальные потребности всем членам семьи.
– Да какие у нас потоки, Александр Петрович, ручейки…
– Из ручейков складываются потоки, поэтому некоторые ручейки стоит перекрыть до лучших времён. Важно гибко менять стиль потребления, особенно если ваши доходы уменьшились. Необходимо свести к минимуму все расходы, особенно спонтанные. Например, сократить посещения ресторанов и кафе, не гнаться за самыми новыми гаджетами. Будьте морально готовы на какой–то дискомфорт в жизни, чтобы преодолеть ситуацию.
– А вот многие считают, что именно в кризис надо брать кредиты в рублях, т.к. рубль дешевеет.
– Да, кредиты делают доступным всё. Но эта доступность эфемерна, т.к. в кризис банки повышают процентные ставки. Здесь надо быть крайне осторожным, попасть в кредитную ловушку очень легко.
– В чём самая большая опасность кризиса?
– Кризис – это удар по доходам и здоровью малоимущих – пенсионеров, инвалидов, многодетных. Нищие и больные в богатой стране – что может быть хуже?
– На чём нельзя экономить?
– На образовании и здоровье.
Двойная несправедливость
– Почему вы так много внимания уделяете коммунальной сфере?
– Как учёный и руководитель рейтингового агентства «Эс Джи Эм», я веду работу по устойчивому развитию территорий. Мы изучаем экономику, экологию и социальную сферу разных субъектов РФ. Наши исследования показали, что состояние коммунальной отрасли – важнейший фактор устойчивого развития. Именно поэтому мы создали отдельную структуру в виде фонда «Фронт ЖКХ».
– И что показывают ваши исследования?
– На «коммунальном фронте» потребители несут существенные материальные и моральные потери. Плата за «коммуналку» не должна быть больше десяти процентов дохода семьи, иначе непомерные тарифы ЖКХ загоняют малоимущих за черту бедности.
– Но ведь почти всё население исправно платит за услуги ЖКХ. Значит ли это, что они согласны с тарифами?
– Для коммунальщиков в нашей стране идеальная ситуация. Наши люди настолько дисциплинированны, что даже в кризис около 95% граждан – добросовестные плательщики. Причём почти 90% этих честных людей регулярно переплачивают за услуги ЖКХ, электроэнергию, тепло, воду и газ.
Коммунальные тарифы несправедливы к малоимущим. И вдвойне несправедливо заставлять этих людей переплачивать. Этим и пользуются недобросовестные участники коммунального рынка.
Но терпение людей не бесконечно, а нам не нужны социальные взрывы. Стране нужно спокойствие, а её спокойствие – в справедливости. И коммунальных тарифов это тоже касается.
– Александр Петрович, что вы посоветуете потребителям коммунальных услуг?
– Учиться отстаивать свои интересы, действовать. Изучать законы и способы экономии. Отсуживать несправедливо взимаемую плату за услуги ЖКХ. Нам надо привыкать к тому, что судебный процесс – это нормальная цивилизованная мера решения споров.
Кризис – это преодолимо. Давайте соберём волю, включим мозги и… вместе переживём тяжёлые времена!
Не привыкайте к бедности. Боритесь!