Сочетание «воронежский никель» не оставляет равнодушными жителей нашей области. Ещё бы! Ведь развернись здесь масштабная добыча полезных ископаемых – жить нам в эпоху перемен. Но каких? – вот в чём вопрос. 29 октября известные учёные из Москвы и Воронежа попытались на него ответить.
В ВГУ собрались передовые представители в области геологии, биологии, химии, ядерной физики, занимающиеся глубоким анализом ситуации, сложившейся вокруг Еланского и Ёлкинского месторождений Новохопёрского района. Среди них – начальник департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу «Центрнедра» Сергей Жабин, почётный член Российского геологического общества Александр Кременецкий, академик РАН, директор ФГБУН Геологического института РАН Михаил Федонкин, член–корреспондент РАН, заведующий кафедрой минералогии, петрографии и геохимии ВГУ Николай Чернышов и другие.
Что с землёй?
Месторождение находится в «сердце» Черноземья. И с началом добычи никеля плодородные земли могут превратиться в пустыни –этого опасаются многие.
Точка зрения учёных: район обладает почвами, которые отнести к богатым чернозёмам можно разве что условно. Дело в том, что все здешние земли – лёгкие по гранулометрическому составу, и в почвенном покрове чернозёма лишь 50%. Это почвы, бедные гумусом. Поэтому тут много заброшенных полей. Всё, что планируется делать при добыче полезных ископаемых, никакого отрицательного влияния на чернозёмы не окажет.
Угроза радиации?
А ещё есть убеждение, что никель всегда сопровождает уран, всё живое подвергнется радиации, а поля вокруг засыплет серой.
Точка зрения учёных: в рудах месторождений имеются металлы 1–го и 3–го классов гигиенической опасности: это никель, кобальт, медь, молибден, свинец, висмут, мышьяк и олово. Их содержание в руде высоко, но эти металлы реакционно неактивны и могут переходить в подвижные формы в виде сульфатов только во взаимодействии с растворами. Технологические приёмы, которые предполагают использовать при строительстве шахты и флотации, нацелены на то, чтобы концентрации этих компонентов были ниже предельно допустимых норм. Урана в почвах Новохопёрского района нет в принципе.
Кстати, московские учёные называют нашу область единственной надеждой России на добычу никеля. Оказывается, Норильский район и Кольский полуостров могут исчезнуть как источники полезного ископаемого. У наших экспертов на этот счёт есть предложение – создать на воронежской земле современное цивилизованное предприятие.
Мнения
Николай Чернышов, член-корреспондент РАН:
– Наращивание минерально–сырьевой базы России – задача номер один. Есть книга, в которой я описал, как вижу страну и Воронежскую область через 100 лет – это другая область, другое богатство. Если мы хотя бы разведаем Елань и Ёлку – это только начало славных дел. То, что у нас есть, – дар Божий. Такие недра – редкое явление. Во времена СССР эти месторождения назвали третьей резервной базой. Более крупных месторождений в Европе нет. Их освоение – залог богатства региона. Да и не только региона, но и всей России.
Виктор Бочаров, профессор, заведующий кафедрой гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии ВГУ:
– Разведка никелевых месторождений – важнейшая государственная задача. Успешное освоение воронежских недр позволит обеспечить страну необходимыми ископаемыми на 30–50 лет вперёд.