Примерное время чтения: 10 минут
350

Воронежские парки могут превратиться в аллеи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аиф-Черноземье 29/01/2014

Один за другим вспыхивают скандалы, связанные с варварской вырубкой лесов и парков в Воронеже.

При свете дня

Официально
Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области: - Наблюдая, с каким завидным упорством ответственные руководители наступают на одни и те же грабли, ещё раз напоминаю: реализация любых строительных проектов в любом населённом пункте будет вестись только по согласованию с окрестными жителями и в полном соответствии с нормами закона. Прошу усвоить раз и навсегда: в противном случае ваша стройка никогда не начнётся. Кто бы за вами ни стоял. Ни связи в мэрии, ни депутатские мандаты не помогут. Никаких исключений из этого правила быть не может. Также хочу напомнить о другой нашей принципиальной позиции: зелёные уголки, рекреационные зоны наших городов застраиваться не должны. Я целиком и полностью на стороне жителей, которым где-то надо гулять с детьми и просто дышать свежим воздухом. Я надеюсь, что мы окончательно поставили точку по вопросу застройки парка «Оптимист». Единственное, что мы позволим там возвести (опять же с согласия жителей) - это детский сад, который поможет компенсировать нехватку мест в дошкольных учреждениях микрорайона, или какой-нибудь другой социально значимый объект.

Ещё в октябре на проспекте Патриотов недалеко от парка «Оптимист» неизвестные расправились со 143 берёзами и соснами. В конце декабря полицейские и городские экологи недосчитались 143 сосен в лесном массиве на улице Антонова–Овсеенко, а вслед за тем на этом же участке незаконно вырубили ещё 512 сосен. Сразу после новогодних праздников прокурорская проверка обнаружила на территории садоводческого товарищества «Железнодорожник–1» пеньки от 362 деревьев – лип, берёз, осин, акаций. Ни в одном из этих случаев виновных пока не нашли. А между тем, эпидемия «Дровосек» распространяется и по районам области: сейчас, например, на окраине Россоши бьют тревогу жители Слободской улицы. Там местные олигархи принялись рубить под дачи сосновый бор.

Какими же темпами исчезают парки и лесопарки? Как ни странно, но масштабы бедствия неизвестны. В областном департаменте экологии и природопользования сообщили, что статистика по случаям законной и незаконной вырубки ведётся только отдельными муниципалитетами – оказывается, на уровне области пеньки никто не считает.

Местные жители, которым посчастливилось жить по соседству с рощами и скверами, уже привыкли устраивать пикеты в защиту очередного исчезающего зелёного островка. Обычно после таких выступлений звучат грозные предупреждения чиновников.

– Формирование «зелёной» городской среды будет происходить в строгом соответствии с новой редакцией Генерального плана, – отмечал в своей предвыборной программе Александр ГУСЕВ, мэр Воронежа. – Согласно документу, все зелёные зоны, расположенные в черте города, будут закреплены в своих границах. Такие зоны будут выделены в каждом районе, и они никогда не будут застраиваться, оставаясь местами отдыха горожан. Среди них: дубовая роща в квартале ВГУ, лесной массив  рядом с «Северной короной», парк  «Оптимист» в Юго–Западном районе и другие.

А ещё полиция регулярно сообщает о том, как за руку пойман очередной воришка, решивший срубить пару сосен или дубов. Зато когда речь идёт о сотнях деревьев, пропажа может не обнаружиться и через месяц. Меж тем, это не значит, что такие рубки ведутся под покровом ночи. Как сообщили в облпрокуратуре, в прошлом году полицейские укрыли около 20 преступлений, связанных с незаконной вырубкой.

«Оптимист» без оптимизма

Впрочем, часто инициаторы очередного лесоповала находят совершенно законные основания для своих действий. Например – деревья создают угрозу для бесперебойной работы ЛЭП. По этой причине сейчас идёт вырубка многострадального парка «Оптимист» – второго после «Динамо» зелёного массива в Воронеже.

Лес, посаженный воронежскими студентами на 63 га после войны – в 1946 г., стал лакомым куском, прежде всего, для строительных боссов. Так, первое сражение за «Оптимист» местные жители выдержали ещё в конце 80–х – тогда застройку отменили. В конце «нулевых», прикрываясь обманутыми дольщиками, многоэтажку в парке планировал возвести ДСК. Горожане устраивали митинг за митингом, пока в 2010 г. после вмешательства областного руководства строительный гигант не согласился выбрать площадку в другом месте. Но уже спустя год парком заинтересовалась компания «Выбор», снова начались протесты, и снова после вмешательства главы региона строители отступили, разумеется, получив новый участок. Но поставленная точка оказалась многоточием.

Новый повод начать вырубку дала линия электропередачи, которая проходит через «Оптимист». Ссылаясь на постановление правительства России, «Воронеж–энерго» поначалу хотела вырубить в охранной зоне ЛЭП 2 172 дерева. Правда, городское управление экологии дало разрешение только (!) на 1 438 сосен. Кстати, в 2010 году эта организация уже уничтожила около тысячи деревьев на территории памятника природы Нагорная дубрава, за что поплатилась штрафом в 14 млн руб.

Так что же останется от «Оптимиста»? 24 декабря 2013 г. постановлением администрации города список зелёных зон увеличился на 18 объектов. Первым из них значилась… аллея «Оптимистов». Неужели будущее второго по величине городского парка решено таким образом, или речь всё же идёт об объекте–тёзке?!

Кстати, в 2012–2013 гг. в Воронеже было посажено только 7% от вырубленного количества деревьев – в городе почти не осталось мест, где можно было бы разбивать новые зелёные зоны.

В «Воронежэнерго» нам не сообщили, как именно будет компенсирована вырубка в «Оптимисте», сославшись на то, что официальное решение по этому вопросу пока не принято. В то же время в организации отметили, что компенсационные высадки здесь проводят каждый год.

– Например, весной прошлого года на Кожевенном кордоне Воронежа за счёт средств филиала было высажено 4 500 деревьев, в том числе 3 150 сосен и 1 350 берёз, – сообщили в «Воронежэнерго». – Общая площадь насаждений составила около 30 га.

Вкатать в асфальт

Продолжается спор вокруг планов мэрии по расширению улиц Ломоносова и Тимирязева – для этого понадобится вырубить деревья в лесопарках аграрного и лесотехнического университетов. В октябре жители микрорайона СХИ написали в мэрию петицию с просьбой не допустить превращения «зелёных лёгких» города в автобан. Подписавшие уверены, что проблему пробок этим не решить – при растущей автомобилизации дорогу можно расширять до бесконечности. На стороне местных жителей и генплан, в котором предусмотрено строительство новых дорог в обход зелёного массива СХИ.

Недавно в мэрию за разъяснениями обратилась Татьяна Зражевская, уполномоченная по правам человека. Ответ чиновников, где те ссылались на комплексную схему организации дорожного движения, которая не прошла общественного обсуждения, правозащитников не удовлетворил. Сейчас они требуют публичных слушаний по проекту расширения улиц.

Понятно, что в проблеме микрорайона виновна, прежде всего, его бестолковая застройка. И пустить на дрова очередной лесопарк чиновникам кажется дешевле, чем строить новую дорогу или переносить ЛЭП. Вот только цена, которую придётся заплатить, – здоровье горожан, никого не интересует.

Всё продумано

Владимир Агафонов, профессор, завкафедрой ботаники и микологии ВГУ:

– Пока не заметно, что вырубка зелёных насаждений оказывает серьёзное влияние на состояние окружающей среды. В последние годы убирались старые тополя, и это хорошо. Ахового положения я не наблюдаю. В городе в целом ведётся продуманная политика по озеленению. Например, я живу в Северном районе и вижу, что Московский проспект неплохо обсажен.

Я ратую за то, чтобы высаживали деревья на дворовых территориях. Причём преимущество надо отдавать местным видам. Сейчас высаживают катальпу – это американский теплолюбивый вид, и сумах дубильный. Они красивы, хороши, но могут вымерзнуть. Конечно, дуб культивировать сложнее. Но можно активнее сажать, например, шиповники, рябину, липу. Не стоит сильно увлекаться экзотами.

Есть другая проблема. У нас, мягко говоря, в неважном состоянии находятся газоны. А ведь это дымо–, газо– и пылеуловители, которые имеют большое значение, особенно летом.

За деньги – что угодно

Андрей Померанцев, депутат городской Думы:

– Городу не хватает зелёных зон, и никакого компромисса здесь быть не может. Проекты должны быть дороже и предусматривать обход лесопарковых зон на территории города. Ведь каждый случай вырубки не только уменьшает количество зелёных насаждений, но и даёт повод другим поступать точно  так же. Строители всегда смогут найти крайнюю необходимость вырубки и будут ссылаться на предыдущие случаи. Хотя можно было бы пустить, например, ту же ЛЭП в обход.

Я удивляюсь тому, как у нас всё застраивается. На уровне эскизного проектирования не делается вообще никакого анализа. Как будет подтянута инфраструктура? Например, я присутствовал на совещании по поводу строительства отеля «Мариотт» и был в шоке. Проекты разрабатываются отдельно от города, как будто в поле, и как будто все коммуникации уже подведены. И потом, уже когда построили, начинают думать, как быть с инфраструктурой? Городская администрация даёт разрешение на строительство, доверяя какой–то экспертизе, которая за деньги напишет всё, что угодно.

Но администрация должна заниматься анализом градостроительной политики. Это её функция. И, конечно, у нас всегда идут навстречу строителям, ведь у них сегодня мощное лобби и в областной, и в городской, и в Государственной Думах, и в Совете Федерации. А чиновники делают вид, что они не профессионалы. Их устраивает возможность решать вопрос с заднего хода – за счёт коррупционной составляющей.

Рубят по-варварски

Анна Воронина, исполнительный директор Центра экологической политики:

- Что касается ЛЭП, то закон не регулирует, как эту вырубку нужно проводить. В ведомственных документах предприятий энергоснабжения есть разные методики расчёта количества вырубаемых зелёных насаждений. И этот расчёт может быть выполнен с минимизацией ущерба. Но этой возможностью пользоваться, как правило, не хотят и предпочитают уничтожать полосы максимальной ширины. Это дороже, а значит выгоднее. К сожалению, применяется сложная система выбора подрядчика. Ведущая вырубку организация оказывается третьим или четвёртым участником цепочки, она почти не несёт ответственности и выбирает самый варварский вариант вырубки.

В 2010 г. в Нагорной дубраве под ЛЭП долго не вывозили срубленные деревья. Дубы лежали прямо под проводами в пожароопасное время года. О какой безопасности здесь может идти речь?

Есть и крайне редкие примеры, когда работы были проведены ювелирно. Например, на особо охраняемой территории ВГАУ энергетики спиливали деревья очень аккуратно.

Планируя расширение улицы Ломоносова, чиновники постоянно ссылаются на пресловутую схему организации дорожного движения. Это часть документов территориального планирования, которые подлежат общественному обсуждению. Но публичные слушания никто не организует.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах