Результаты ЕГЭ в этом году оставляют желать лучшего. Воронежские выпускники, как и их «коллеги» со всей России, справились с экзаменами куда хуже, чем обычно. И это при том, что минимальный порог для получения аттестата по основным предметам был значительно снижен: по математике на 4 балла – с 24 до 20, а по русскому языку и вовсе на 12 – с 36 до 24. Так в чём же дело – в усилении контроля при сдаче ЕГЭ, в учителях или в самих школьниках?
О своём видении проблемы нам рассказал Александр Могилёв, доктор педагогических наук, профессор.
Остались за бортом
Елена Деревянкина, АиФ-Черноземье: – Александр Владимирович, как вы считаете, почему школьники показали такие плохие результаты?
Как бы то ни было, мы – работники вузов – отмечаем, что уровень образования снизился сам по себе. Это видно без всякого ЕГЭ. Современный студент филологического факультета педагогического университета может сделать в коротком сочинении 20 ошибок. У молодёжи исчезает элементарное представление о грамотности, даже у тех, кто ориентирован на занятия русским языком и литературой.
Резко упал и уровень математической подготовки. Да, в Воронеже есть выдающиеся по своим показателям школьники, но их очень мало. Основная масса погружается в настоящую пучину безграмотности. Наступают тёмные времена, причём не только для нашей страны. Ведь падение качества образования и снижение интеллектуальных показателей отмечается повсюду в мире.
– Какие последствия это будет иметь?
– Это приведёт к тому, что обучение в вузах станет действительно трудным и недоступным. Может, это и к лучшему – ведь в последнее время в вузы идут все подряд. Сейчас тем, кто не справился с экзаменом, подан сигнал – ищите другую дорогу! В конце концов процент получающих высшее образование станет не таким большим.
– Возможно, это поднимет популярность ссузов, которые, что ни говори, значительно утратили свои позиции?
– К сожалению, в среднепрофессиональном образовании уже много лет тоже идёт спад. Качество этого образования стало очень низким. В прошлом году проводился международный конкурс среди среднепрофессиональных учебных заведений, так российская команда заняла там последнее место!
Кому диплом?
– Ректоры воронежских вузов уже бьют тревогу, что абитуриентов мало, а хороших – так вообще единицы…
– Высшее образование стало ненужным для многих людей. После ситуации, сложившейся с ЕГЭ, произойдёт осознание этого факта. И в вузы не станут поступать те люди, которым это не нужно, ведь проблема в том, что большинство не хотят учиться, но всё равно идут. Стратегия нынешнего Министерства образования, на мой взгляд, состоит в том, чтобы «располовинить» высшее образование. Мы идём к тому, что вузов, студентов и преподавателей станет в два раза меньше.
– Неужели какие–то воронежские вузы «лопнут»?
– Останутся крупнейшие – ВГУ, ВГТУ, и востребованные – ВГАСУ. По идее, должны остаться вузы, работающие на базовые социальные системы, без которых регион не может существовать, – это полиция, медицина и образование. Но если медакадемия наверняка выплывет, то насчёт педвуза я не уверен – он с каждым годом теряет популярность.
Как раньше не будет!
– Вы много лет проработали в педуниверситете. Как за последние годы менялось качество студентов?
– В 1989 году, когда я только начинал работать, в вузе было много талантливой молодёжи, которая интересовалась наукой. Я занимался информатикой, она тогда была всем интересна, все понимали, как это важно и перспективно. Мы подолгу оставались в аудиториях, решали задачи, изучали программные системы, создавали первые серверы. Но уровень мотивации студентов постепенно снижался. Сейчас они уже не стремятся что–то узнать, их задача – выполнить инструкции преподавателя, чтобы получить зачёт. Интерес исчез. И если раньше 90 человек из 100 «горели» и хотели получить хорошие знания, то сейчас остаётся 2–3 человека, которые действительно к этому стремятся.
Сами вузы тоже подрывают своё реноме. Сейчас студента нельзя отчислить за двойки. Формально, конечно, можно, но экономически это невыгодно, потому что ректоры вызывают на ковёр преподавателя, который ставит студенту «два». Получается лишь имитация образования.
– Чиновники говорят, что в будущем при поступлении в вуз будет учитываться не только результат ЕГЭ, но и оценки в аттестате, порт–фолио ученика. Как вы думаете, мы действительно к этому придём?
– Возможно, но в какой промежуток времени – пока непонятно. Ясно, что это не произойдёт в следующем году, и что это точно случится в ближайшие 20 лет.
– В чём вы видите выход из ситуации?
– Семья должна с самого начала понимать, что ответственность по образованию их детей лежит уже не на государстве, а конкретно на ней. Родители сами должны смотреть за развитием ребёнка, подбирать школы, педагогов, вузы, и, к сожалению, готовить немалые деньги.
– То есть бесплатного образования уже не будет?
– Какие–то элементы, конечно, останутся, но минимальные. Чтобы получить хороший результат, нужны материальные вложения. Конечно, это скажется на расслоении общества – мы идём к формированию элиты, бизнес–класса, среднего класса и люмпенизированной массы. Образование и культура последних будут снижаться и снижаться.
Сейчас есть возможность для тех, кто получил хорошее образование, осознать его ценность и культивировать в своей семье. Надо также понять, что ценное не может быть доступным для всех. Я думаю, ещё 30–40 лет – и результаты строительства фундамента нового образования будут налицо. И оно станет совершенно другим.