Примерное время чтения: 5 минут
478

Филолог: «Масса народа начинает обращаться с языком кое-как»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Липецк 07/08/2013

Кто виноват в происходящем и что теперь делать – об этом наш разговор с гостем редакции «АиФ-Липецк» Василием

Щеулиным, профессором, автором свыше 200 работ по проблемам современного русского языка, основателем Липецкой лингвистической школы.

Перестаём себя уважать

АиФ: – Василий Васильевич, большинство людей считают, что язык человека, это всего лишь средство общения...

В.Щ.: – На самом деле существует несколько десятков определений понятия «язык». Это не просто и не только средство общения, а очень сложное явление. Феномен. До настоящего времени учёные даже не пришли к единому мнению о том, как он возник: был ли это один язык или их было множество. Кроме того, доказано, что слово обладает способностью влиять на человека. О его силе говорили ещё великие русские писатели. Словом можно спасти человека, но можно и убить. Поэтому к языку уже с этих позиций следует относиться крайне серьёзно.

АиФ: – Меж тем специалисты отмечают, что уровень языковой культуры россиян падает. Это действительно так?

                                                                         
Досье
Василий Щеулин родился в 1928 году в Воронеже. Окончил ВГУ. Работал в ЛГПУ в должности проректора по научной работе, заведовал кафедрой русского языка и общего языкознания. Профессор, член-корреспондент Международной славянской академии, заслуженный деятель науки РФ, член Союза писателей России. Доктор филологических наук.

В.Щ.: – Язык – явление социальное, он непосредственным образом связан с обществом. А в обществе за последние годы многое изменилось. Такие понятия, как честь, порядочность, патриотизм отошли на второй план, на первый вышли вопросы меркантильного толка – как заработать деньги, как устроить себе достойную жизнь. Таким образом, после распада Советского Союза тот язык, на котором говорили Пушкин, Тургенев, Гоголь, остался как бы беспризорным. И постепенно люди от него отвыкли. Да и зачем он им, если, как ни говори, всё равно тебя поймут. Но если огромная масса народа начинает обращаться с языком кое-как, это значит, что мы перестаём уважать самих себя, нашу историю.

АиФ: – Но ведь с этим что-то нужно делать?

В.Щ.: – Отдельными статьями в газетах, выступлениями по телевидению проблему не решить. Попытки такие предпринимались, но это был «глас вопиющего в пустыне». Конечно, надо пропагандировать русский язык, его чистоту, величие. Но нужно понимать также и то, что до тех пор, пока мы не выберемся из той непростой ситуации, в которой оказалась страна и весь русский народ, ничего не изменится. А как только это произойдёт, в чём лично я не сомневаюсь, сразу изменится и положение русского языка, и всей культуры в целом.

Надо признавать ошибки

АиФ: – Последнее время активно обсуждается реформа образования, высшей школы. А стоит ли её проводить?

В.Щ.: – Реформа, конечно, нужна, но реформа реформе рознь. Когда говорят о реформировании в какой бы то ни было области, почему-то сразу начинают с того, что нужно что-то сократить, закрыть, уменьшить. Прикрываясь словом «оптимизация», закрывают школы, лечебные учреждения. Теперь пытаются то же самое проделать и с вузами. Говорят, что они якобы не соответствуют установленным стандартам. Но почему непременно надо закрывать, а не доводить их до уровня этих самых стандартов? И как же так могло получиться, чтобы система, которая подготовила стольких великих людей, выдающихся учёных, оказалась вдруг «неэффективной»?

АиФ: – Но многие мотивируют реформу низком уровне подготовки сегодняшних выпускников.

В.Щ.: – Я так не считаю. Несмотря на то, что многие сегодня учителей критикуют, они по-прежнему готовят учеников, которые показывают высокие результаты, поступают в вузы. Но беда в том, что те, оканчивая высшие учебные заведения, оказываются невостребованными. Вот эту проблему надо решать. Может, не надо готовить столько контрактников. С каждым годом их всё больше, а цены на обучение – всё выше. В конечном итоге это приведёт к тому, что учиться смогут только те, у кого есть деньги. А нужны такие специалисты или нет – никому не важно. Но так быть не должно. На мой взгляд, эти вещи надо рассматривать с таким же вниманием, как и любые вопросы, связанные с обороноспособностью страны.

АиФ: – Говорят, что эксперимент с ЕГЭ провалился?

В.Щ.: – Мне думается, что введение ЕГЭ было серьёзной ошибкой, пока не поздно, её надо признать и попытаться исправить. Потому что оставлять всё в таком виде, как сейчас, недопустимо. Конечно, ЕГЭ теперь вряд ли кто-то отменит, но форму его проведения непременно нужно пересматривать. Образование – это серьёзная вещь, и подходить ко всем вопросам, связанным с ним, надо очень серьёзно. Если мы утратим позиции в образовании, в просвещении народа, это будет катастрофой для страны.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах