Воронежский Камерный театр показал первую постановку на сцене нового здания на улице Карла Маркса вчера, 10 сентября.
Здание из будущего
Новое здание Камерного театра, кажется, появилось из футуристического романа. В некотором смысле оно походит на «стальные пещеры»: небольшой и строгий внешне Дом-театр скрывает в себе большое хорошо продуманное пространство с двумя залами (на 70 и 180 мест), галереей для выставок, буфетами и вспомогательными помещениями. Мягкие цвета интерьера сочетаются здесь с будто бы оголёнными бетонными стенами. Это напоминает здания из будущего в стиле «лофт» в научно-фантастических произведениях.
Первые шаги по просторному фойе вызывают странное чувство. Здесь нет той милой тесноты, к которой можно было привыкнуть за многие годы на Никитинской. С первого взгляда, даже не понятно, куда себя направить в таком просторе, когда вокруг непривычно большое количество людей.
Но, с другой стороны, даже в день новоселья театр утверждает атмосферу камерности. Она не утонула в модерне постройки, она осталась в звуке и цвете интерьера и сцены. Под её влияние попадаешь тогда, когда понимаешь, как устроено новое здание. Площади стало больше, и труппе, видимо, предстоит ещё осознать, как сочетать камерность с огромным пространством. Но первая постановка показала, что результат работы актёров и постановщиков должен оправдать ожидания зрителя.
В день переезда Камерный сыграл новый спектакль по драме Пушкина «Борис Годунов». После постановки гости (в том числе глава региона Алексей Гордеев) поздравили труппу с новосельем.
В конце мероприятия актёры показали капустник.
Современный «Годунов»
Спектакль-эскиз представляет собой прочтение классической драмы на современный лад. Действие идёт прямо по пушкинскому тексту, но только в наше время. Годунов и бояре одеты в классические современные костюмы, Пимен сидит за ноутбуком, а люди из народа превращены в журналистов с камерами и телефонами. Но современность постоянно путается с прошлым – время в постановке будто разрывается. Его куски неожиданно сталкиваются друг с другом в нескольких сценах, где персонажи то снимают, то одевают старые костюмы.
В постановку вкрапливается ещё одно время. На стену за сценой проецируются отрывки из одноимённого мюзикла середины прошлого века. Видимо, этот приём является остроумной аллюзией на прозаические моменты в самой «Комедии о настоящей беде Московскому государству».
Благодаря такому смешению времён зрителю запросто может показаться, что, в принципе, нет особой разницы, в какое время происходит действие. Даже если бы Гришка Отрепьев был одет в экзоскелет, а на поясе Басманова болтался бластер, это совершенно не изменило суть пушкинского текста.
Михаил Бычков к той самой сути прибавил мысль о том, что забываться в определённом времени опасно. История ведь повторяется: народы свергают своих королей, ставят на их место новых и заново терпят все невзгоды. И всё снова, снова и снова. Память о повторяемости всего, возможно, не даст воспроизвести ошибки прошлого. Забывчивость же точно погубит.
«Годунов» в новом Камерном передал важную черту произведения Пушкина – недосказанность. Действие заканчивается серединой Смутного времени. У народа ещё так много всего впереди: в особенности – горя. Но автор останавливает свой рассказ, потому что знает – читатель понимает, кто остался в дураках. Также и в спектакле. Видя «современных» Годунова, Шуйского, Басманова хочется представить себе иной финал с совершенно иным пониманием судьбы народа. Но ведь история всё равно вернётся на круги своя.